Оперная реформа Глюка
— радикальное переосмысление оперного жанра, инициированное в
XVIII веке
немецким композитором
Кристофом Виллибальдом Глюком
при участии драматурга-либреттиста
Раньери де Кальцабиджи
. Целью реформы было преодоление традиционной для
opera seria
структуры, заключающейся в последовательном чередовании
арий da capo
(с повторением и оркестровым аккомпанементом) и
, сопровождаемых клавесином.
Дореформенные оперы Глюка были написаны в традиционной форме
opera seria
, в том числе на либретто главного драматурга жанра —
Пьетро Метастазио
.
Выделяют два реформаторских этапа деятельности Глюка:
Венский реформаторский
, с
1762
по
1770 годы
. В этот период созданы три реформаторских оперы — «
Орфей и Эвридика
» (
1762
), «
Альцеста
» (
1767
) и «Парис и Елена» (
1770
), все на либретто
Раньери де Кальцабиджи
. Помимо них были написаны некоторые другие оперы, не имеющие прямого отношения к реформе. Не найдя должной поддержки у венской публики, Глюк отправляется в Париж.
Парижский реформаторский
, c
1773
(переезд в Париж) по
1779 годы
(возвращение в Вену). Местом проведения реформы и внедрения её результатов был избран
Париж
, уже переживший
войну буффонов
и готовый к новым веяниям в области оперного театра. Глюк пишет и ставит в
Королевской академии музыки
новые реформаторские оперы «Ифигения в Авлиде»
(
1774
), «
Армида
» (
1777
), «Ифигения в Тавриде»
(
1779
), «Эхо и Нарцисс» (
1779
), а также новые редакции «Орфея» и «Альцесты», сообразующиеся с традициями французского театра.
Оперная реформа вызвала массу споров, высказываний, бурное обсуждение (особенно в Париже) и спровоцировала так называемую
.
Теоретические принципы оперной реформы
Изложены в предисловии к опере «Альцеста».
Опера — искусство, проникнутое идеями. Так, например, в опере «Ифигения в Авлиде» личное принесено в жертву общественному. В «Альцесте» совершена жертва во имя любимой, в опере «Орфей» — подвиг во имя любви.
Эффектные приёмы должны быть принесены в жертву простоте, правдивости, естественности.
Либретто оперы должно быть относительно простым, ясным, с последовательно развивающимся сюжетом (что соответствовало классицистическому принципу «единства действия»)
Музыка должна быть в единстве с драматическим действием («Музыка должна быть служанкой драмы»). Композитор должен отказаться от красивых номеров, если они не имеют отношения к драме.
Ария не должна быть концертным номером. Она органически включается в действие и раскрывает душевное состояние героев в их динамике. Следует отказаться от арий da capo (в пользу свободных форм, формы рондо и т. п.). Мелодическое начало в ариях должно гибко сочетаться с речевым. Мелодические украшения из арий исключаются.
Напротив, речитативы должны быть не сухими связками между ариями, но их логическим продолжением. Опираясь на традиции
, Глюк создаёт мелодизированный речитатив, сближая его с арией.
Балетные сцены не должны быть вставными номерами, они логически связываются с действием.
Хор должен быть активным участником действия.
Арии, речитативы, хоры и балетные номера должны объединяться в последовательно развивающиеся сцены.
Увертюра
должна не просто развлекать публику перед представлением, но настраивать её на события оперы, обобщать её основную идею.