Торжественная месса (Бетховен)
- 1 year ago
- 0
- 0
Торже́ственная ме́сса ми мажо́р для четырёх солистов, четырёхголосного хора и оркестра — торжественная месса ( лат. missa solemnis ) Л. Керубини , сочинённая в 1818 году. Это третья из шести месс, написанных композитором, пока он руководил парижской Королевской капеллой (в эпоху Реставрации ). При его жизни никогда не издавалась. Поскольку месса начинается в одноимённом ми миноре, иногда её обозначают этой тональностью.
Месса состоит из шести номеров, которые, впрочем, легко разбиваются на отдельные структурные части, хотя резкого перехода между ними почти никогда нет.
Характер музыки мессы удивительно разнообразен. Открывающее её Kyrie и его жалобными интонациями, напоминающими едва ли не плач, вполне могло бы сослужить интроитом какому-нибудь реквиему (Керубини окончил свой знаменитый до-минорный реквием всего за два года до написания этой мессы). Следующая затем Gloria выделяется своей бравурностью. Оркестр в ней полнозвучен, обилие ударных уже не поражает (сочинённую всего за двадцать лето до этого Й. Гайдна окрестили за это «Paukenmesse» — мессой литавр ). Музыка переливается, блестит, как бы играя со слушателем — то хор громко поёт «Gloria» (слава) , то затаившись, «pax» (мир) , то снова, с наскоком, почти выкрикивается по многу раз «Gratias» (благодарения) . Появляются наконец солисты (Domine Deus — Господи Боже ), обращающиеся к Богу. Хор поддерживает их, и, когда всеобщее единение в молении, казалось бы, доходит до предела, наступает момент Qui tollis (берущий на себя грехи) . Наивысшего напряжения музыка достигает на последнем «miserere», разрешаясь в повторение старой темы («Quoniam tu solus»), которая звучит после этого напряжения ещё более громко. Кода в Gloria служит для завершения того объединения солистов с хором, которого не состоялось чуть ранее.
Credo всегда является важнейшей частью мессы. Вместе с тем, это самая сложная её часть для музыкального решения — из-за длинноты текста и его полнейшей ритмической неупорядоченности. Часто её пытаются сократить за счёт быстрого темпа. Керубини поступает иначе. Следуя традиции, он даёт все слова до Et incarnatus сразу. В размеренном движении хора, в его четырёхдольной поступи чувствуется столь нужная для Символа веры уверенность людей в том, что они говорят. Женская половина хора поёт про Бога-Отца, мужская — про Бога-Сына. Весь хор целиком заявляет, что Бог сошел на землю. Солисты рассказывают историю Иисуса Христа : начинаясь светлым, лёгким сопрано, она уходит в бас и, как положено, затихает там на словах «passus et sepultus est» (страдавший и похороненный) . Струнные нетерпеливо дают одну и ту же ноту, наконец всё взрывается в Et resurrexit (и воскрес) . Возвращается первый отдел Credo , теперь в виде квартета солистов (Et in spiritum sanctum — И в Святого Духа ), который затем переходит в убедительнейшие слова хора о Церкви (Et unam sanctam). В конце помещается традиционное торжественное фугато Amen .
Sanctus удивляет краткостью Benedictus : хотя он исполняется всё-таки солистами, ради достижения полного единства всего номера, Керубини отводит ему лишь шесть тактов . В результате получается мощная светлая молитва, смешение фанфар, литавр и хорового пения, наглядно рисующее картину Осанны в вышних (Osanns in excelsis). Напротив, не входящая в ординарный чин O salutaris hostia , но столь любимая Керубини, чистотой, прозрачностью и почти полным отсутствием оркестра (играют только струнные, причём очень тихо) производимым эффектом напоминает . Заключительный Agnus Dei весь пронизан идеей мира (pax). Моление о нём начинается уже самой первой мягкой фразой валторн , затем осторожно вступают солисты, затем наконец хор, постепенно всё затухает и разрешается тихим мажорным аккордом, обещающим только хорошее. Керубини показывает, насколько сильно желает покоя и себе, и истощённой Революцией , войнами и переворотами Франции.
Партитуры мессы в свободном доступе нет.