На Волге (картина)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сон на Волге ― опера в четырех действиях, написанная русским композитором Антоном Аренским по его собственному либретто к драме Александра Островского «Воевода». Премьера оперы состоялась 2 января 1891 года в Большом театре в Москве под управлением Аренского .
Сон на Волге ― первая опера Аренского. Он начал работать над ней, ещё будучи студентом в классе Николая Римского-Корсакова в Санкт-Петербургской консерватории , и закончил работу в 1890 году . Чайковский , чья музыка также оказала значительное влияние на Аренского, двадцатью годами ранее адаптировал пьесу Островского как оперу «Воевода» . Однако Чайковский был настолько недоволен своей версией, что позже уничтожил свои рукописи . Произведение Аренского было намного более близким по содержанию к оригиналу, чем версия Чайковского, которая сократила пять актов Островского до трёх. Чайковский писал своему брату Модесту , что он не был особенно впечатлён, когда Аренский сыграл ему фрагменты своей оперы в Санкт-Петербурге, но, прослушав всю партитуру летом 1890 года и затем увидев премьеру оперы, он изменил своё мнение и сказал, что это была одна из лучших русских опер. Он считал музыку к ней «очень элегантной», хотя и отмечал в ней один недостаток: «определённо монотонный метод», который напоминал ему музыку Римского-Корсакова .
Игорь Стравинский , более поздний ученик Римского-Корсакова, вспоминал, что присутствовал со своим наставником на исполнении «Сна на Волге». Стравинский утверждал, что музыка ему показалась скучной, а во время игры соло на бас-кларнете, призванном придавать зловещую атмосферу, Римский-Корсаков громко прокомментировал, что «благородный бас-кларнет не должен играть такие позорные мелодии» . Вместе с этим музыковед Ричард Тарускин поставил под сомнение правдивость анекдота Стравинского, отметив, что единственное исполнение оперы в Санкт-Петербурге было в 1903 году и маловероятно, что они с Римским-Корсаковым тогда находились в достаточно тесных отношениях, чтобы посещать выступления вместе. Тарускин также указывал, что Василий Ястребцев писал в « Воспоминаниях о Римском-Корсакове», что однажды в 1903 году он видел Римского-Корсакова, «перелистывающего страницы оперы и искренне восхищающегося многими из них». «Сейчас», ― сказал он, «никто больше так не пишет» .
Сюжет вращается вокруг воеводы, который влюбляется одновременно в двух молодых женщин и, не будучи удостоен взаимности, сажает их обоих в тюрьму. Первая женщина замужем, вторая ― помолвлена. Двое их возлюбленных пытаются освободить их, но безуспешно; спасение приходит тогда, когда назначается новый воевода .