Interested Article - Цирцея (картина Уотерхауса)

«Цирцея» ( лат. Circe Invidiosa ) — картина английского художника Джона Уильяма Уотерхауса , написанная в 1892 году . Это его второе изображение классического мифологического персонажа Цирцеи после картины « Цирцея подает бокал Одиссею » (1891). Картина основана на одной из легенд Овидия в « Метаморфозах », в которой Цирцея превращает Сциллу в морское чудовище исключительно потому, что Главк презрел романтическое чувство богини магии в надежде вместо этого добиться любви Сциллы. Позже Уотерхаус вернулся к теме Цирцеи в третий раз в своей картине « Волшебница » (ок. 1911). «Цирцея» входит в коллекцию Художественной галереи Южной Австралии в Аделаиде , где также находится полотно художника « Фавориты императора Гонория » .

Сюжет и описание

Миф о Цирцее, Главке и Сцилле берёт свое начало в книге XIV « Метаморфоз ». Конкретная сцена, на которой Уотерхаус основывает эту картину, встречается в строках 51-65 эпической поэмы:

Был там затон небольшой, заходивший под своды пещеры, —
Скиллы любимый приют; в то место от моря и неба
Летом скрывалась она, когда солнце стояло на высшей
Точке, когда от дерев бывают кратчайшими тени.
Этот богиня затон отравляет, сквернит чудодейной
Смесью отрав; на него она соком зловредного корня
Брызжет; тёмную речь, двусмысленных слов сочетанье,
Трижды по девять раз чародейными шепчет устами.
Скилла пришла и до пояса в глубь погрузилась затона. —
Но неожиданно зрит, что чудовища некие мерзко
Лают вкруг лона её. Не поверив сначала, что стали
Частью её самое, бежит, отгоняет, страшится
Песьих дерзостных морд, — но в бегство с собою влечёт их.
Щупает тело своё, и бедра, и икры, и стопы, —
Вместо знакомых частей обретает лишь пасти собачьи.

Версия Уотерхауса показывает Цирцею, парящую над водой в пещере, которая выливает ярко-зелёный яд в воду затона. Под её ногами «лающие формы» Сциллы уже кружатся в бурлящей глубине внизу; чудовищное превращение идёт полным ходом. Однако, ни человеческая форма Сциллы, ни её форма монстра не являются здесь акцентом. Скорее, сила серьёзного лица Цирцеи и ощутимая ревность управляют этой сценой, поскольку яркие цвета акцентируют фигуру богини.

Анализ

«Цирцея». Деталь.

Хотя эта картина — дань уважения Овидию, Уотерхаус воплощает классику творческими и поэтическими способами. Энтони Хобсон описывает картину как «наделённую аурой угрозы, которая во многом связана с мощной цветовой гаммой глубокого зелёного и синего, так хорошо использованной [Уотерхаусом]» . Эти цвета «близки к витражам или драгоценностям» согласно Глисону Уайту . Джудит Ярналл также разделяет мнение о цвете и ​​упоминает «целостность линий» в картине. Она говорит, что взятые вместе первые две Цирцеи Уотерхауса поднимают вопрос: «Она богиня или женщина?» Цирцея Инвидиоса иллюстрирует эксперименты Уотерхауса с архетипом роковой женщины , который пронизывал огромное количество произведений искусства конца XIX века. С другой стороны, Крис Вудс утверждает, что изображённая Уотерхаусом Цирцея не является полностью злым, разрушительным или чудовищным персонажем, как в картинах с женскими мифологическими фигурами Гюстава Моро или других европейских символистов . На этой картине Цирцея показана трагической фигурой: она «не не силах справиться с тем, что делает, и скорее сожалеет об этом» .

См. также

Примечания

  1. (англ.) . gallerix.ru . Дата обращения: 17 сентября 2020. 9 октября 2020 года.
  2. . Дата обращения: 18 сентября 2020. 4 октября 2018 года.
  3. от 3 июля 2019 на Wayback Machine .
  4. Hobson, Anthony. 1989. J. W. Waterhouse . Oxford: Phaidon Christie’s. pages 48-49, 52. ISBN 0-7148-8066-3
  5. White, Gleeson. 1909. . International Studio. page 318.
  6. Yarnall, Judith. 1994. . University of Illinois Press. page 166
  7. Woods, Christopher. 1981. The Pre-Raphaelites . The Viking Press. page 144.
Источник —

Same as Цирцея (картина Уотерхауса)