Interested Article - Спасо-Преображенский монастырь (Муром)

Му́ромский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь («Спа́сский что на Бору́») — мужской монастырь Муромской епархии Русской православной церкви , расположенный в городе Муроме , на левом берегу реки Оки .

История

Местное предание, зафиксированное в нескольких памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме» , связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии , хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с « муромским походом » черниговского князя Олега Святославовича и гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича .

В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …

Ко времени кончины муромского князя Юрия Владимировича — 19 января 1175 года — относится второе упоминание Спасского монастыря как места погребения князя: «преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме» . При этом по Ипатиевскому списку , церковь, в которой был погребён князь, характеризуется как возведённая его стараниями: «Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда» .

В конце XV века Спасский монастырь ещё раз косвенно упоминается на страницах летопиского свода в связи с кончиной одного из новгородских бояр — Фёдора Борецкого , принявшего перед смертью иноческий постриг в Спасском монастыре — единственной в то время мужской обители в Муроме: «Тоя же весны (9 мая 1476 года) преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9» .

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря .

Несмотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нём с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. … Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму

С именем царя Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами , царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участие в жизни обители представителей царствующего дома .

В 1616 году Муром подвергся нашествию вооружённого литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского , во время которого пострадал и Спасский монастырь .

Настоятельские палаты (XVII век)

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром значительное время отказывал нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов старообрядчества . Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658—1662) написал несколько воззваний о перстосложении , а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне , прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют». В 1662 году архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона был отстранён от управления монастырем, а в феврале 1666 года вызван на собор в Москву . Несмотря на принесённое покаяние, архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь .

В 1680-е годы в монастырь были сделаны крупные пожертвования со стороны митрополита Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова) , происходившего из династии муромских купцов. На его средства в монастыре были построены двухэтажный настоятельский корпус и начата реконструкция обветшавшего Покровского трапезного храма.

В 1720-х годах монастырь был приписан к рязанскому Архиерейскому дому, а на его территории было открыто первое в городе учебное заведение — школа для обучения священнических детей

Соборная церковь (XVI век)

26 января 1765 года в Муромское духовное правление был направлен указ епископа Владимирского и Муромского Павла (Гребневского) , в котором со ссылкой на постановление Святейшего синода епископ уведомил членов правления об упразднении Борисоглебского монастыря и переводе братии в Спасо-Преображенскую обитель .

Преподобный Серафим Саровский посещал в этой обители старца Антония Грошевника . С 1866 по 1868 годы обителью управлял архимандрит Гавриил (Воскресенский) — в прошлом профессор Казанского университета сначала по кафедре церковного права, а позже по кафедре философии, первый русский историк философии.

Пришедший в 1877 году на должность настоятеля архимандрит Антоний (Ильенов) застал её в удручающем состоянии — храмы разрушались, другие строения приходили в негодность, средств на ремонт не было. После поездки в 1878 году архимандрита Антония на Афон в обитель была привезена точная копия иконы Божией Матери «Скоропослушница» , оригинал которой находится с X века в монастыре Дохиар . На протяжении 1880-х годов монастырь реставрировали, приводили в порядок, он стал местом паломничества .

В 1891 году на территории обители был возведён каменный трёхэтажный братский корпус, в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов) , а позднее — Митрофан (Загорский) . В 1907 году в здании келейного корпуса была освящена домовая церковь в честь священномучеников Херсонесских .

Закрытие монастыря

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании , произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года и возглавляемом полковником Николаем Павловичем Сахаровым .

В 1918—1919 годах Преображенский собор монастыря продолжал действовать как приходской храм, а на монастырском кладбище совершались погребения гражданских лиц .

В 1920-е годы храмы и помещения монастыря инспектировали представители муромского музея , но уже с января 1929 года обитель заняли военные и частично отделение НКВД . В это же время началось уничтожение монастырского некрополя , а доступ на территорию монастыря гражданских лиц был прекращён.

Возрождение монастыря

Современная часовня Георгия Победоносца

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное управление, а также к председателю Муромского горисполкома В. И. Жукову в поддержку передачи муромского Спасского монастыря Русской православной церкви . За возрождение обители выступил академик Дмитрий Лихачёв , обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Алексию .

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения монастыря, а наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов) . 5 июня того же года Священный синод Русской православной церкви благословил открытие монастыря Как вспоминал иеромонах Кирилл (Епифанов): «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница», понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин.

В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счётной палаты Российской Федерации . Куратором от Счётной палаты — председателем попечительского совета по восстановлению являлся аудитор С. Н. Рябухин .

22 июня 2005 года на территории монастыря освящена часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца «в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отчество на поле брани жизнь свою положивши, от ран и глада почивших в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена Ты Господи веси».

Архитектурный ансамбль

В «Списке памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения», в составе ансамбля Спасо-Преображенского монастыря значатся пять объектов :

  • Спасо-Преображенский собор 1552 г. — небольшой, почти квадратный в плане, четырехстолпный, пятиглавый, трехапсидный ;
  • Трапезный корпус с Преображенской церковью 1691 г. — двухэтажный;
  • Настоятельский корпус 1687 г.;
  • Надвратная церковь Кирилла Белозерского 1807-10 гг.;
  • Братский корпус 1890 г.

Настоятели

Посещение монастыря Дмитрием Медведевым 8 июля 2011 года
Настоятели
Наместники
  • архимандрит Кирилл (Епифанов) (4 июля 1995 — 15 марта 2011)
  • игумен (март — декабрь 2011) временный исп. об.
  • архимандрит Варлаам (Пономарёв) (декабрь 2011 — январь 2013)
  • игумен (с февраля по июль 2013)
  • иеромонах Симеон (Нестеров) и. о.

Примечания

  1. (недоступная ссылка)
  2. Голубинский Е. История Русской церкви. — М., 1880. — Т. 1. Ч. 2. — С. 620 (приложение: Список монастырей домонгольского периода)
  3. Титов А. А. Историческое обозрение г. Мурома. // Тр. Владимир. учён. архив. комиссии. — IV. — 1902.
  4. Повесть временных лет по Лаврентьевскому списку 1377 г. — СПб., 1996. — С. 108.
  5. Полное собрание русских летописей. — Т. 30. — М., 1965. — С. 71.
  6. Полное собрание русских летописей. — М., 1965. — Т. 2. — С. 111.
  7. Полное собрание русских летописей. — Т. 4. — Псковская первая летопись. — С. 252.
  8. Масленицын С. И. Муром. — М., 1971. — С. 8.
  9. Монгайт А. Муром. — М., 1947. — С. 10.
  10. Владимирские губернские ведомости. — 1901. — № 28. — С. 7.
  11. Писцовая книга г. Мурома 1636/37 г. составленная Борисом Бартеневым и подьячим Михаилом Максимовым // Муромский историко-художественный музей. М-2225, рукопись Н. Г. Добрынкина , XIX в.
  12. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. — Т. 11. — Гл. 5.
  13. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1905. — Т. доп. I. — С. 128.
  14. Материалы для истории Владимирской губернии. — Вып. 1. — Владимир. — 1901. — С. 44.
  15. ГАВО ф. 562, оп. 1, д. 18 О упразднении в селе Борисоглебском Муромского округа мужского монастыря.
  16. // Православный Саров. 10 января 2019 года.
  17. Муромский Спасо-Преображенский монастырь. // Православные монастыри : журнал-серия. — № 47. — С. 20.
  18. Красная книга ВЧК. — М., 1989. — Т. I. — С. 152.
  19. Владимирские епархиальные ведомости. — 1919. — № 9. — С. 22.
  20. Определения Священного Синода [1995.06.06: благословить открытие и возрождение монашеской жизни в Спасском мужском монастыре в г. Муроме] // Журнал Московской Патриархии. М., 1995. № 6-8. — С. 5.
  21. Приложение № 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. за № 1327
  22. Мельник А. Г. Собор муромского Спасского монастыря // Сообщения Ростовского музея . Выпуск 6. — Ростов, 1994. — С. 164—185. — ISBN 5-85975-029-3 .
  23. . Дата обращения: 15 октября 2013. 7 октября 2013 года.
  24. . Дата обращения: 24 августа 2013. Архивировано из 21 марта 2013 года.

Литература

  • Некрополь Спасо-Преображенского монастыря в г. Муроме // Муромский Сборник. — Муром. — 1993. — Вып. 1. — С. 184—188.
  • Мельник А. Г. // Сообщения Ростовского музея. — Ростов, 1994. — Вып. 6 . — С. 164—185 .
  • Чернышёв В. Я. Муромский Спасский монастырь. Страницы истории. — М.: ЗАО «СВР-Медиа», 2006. — 192 с. — ISBN 5-91194-003-5
  • Чернышев В. Я. // Православная энциклопедия . — М. , 2017. — Т. XLVII : «Мор — ». — С. 744-751. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-054-7 .

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Спасо-Преображенский монастырь (Муром)