Interested Article - Кадочников, Павел Петрович

Па́вел Петро́вич Ка́дочников ( 16 [29] июля 1915 , Петроград 2 мая 1988 , Ленинград ) — советский актёр , кинорежиссёр , сценарист и педагог . Герой Социалистического Труда (1985), народный артист СССР (1979), лауреат трёх Сталинских премий (1948, 1949, 1951).

Биография

Детство

Родился 16 (29) июля 1915 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург ).

Во время Гражданской войны отец вместе со всей семьёй (женой и двумя детьми) уехал на родину — на Урал в небольшое село Бикбарда (ныне Куединский район , Пермский край ). Там и прошло детство Павла. В деревне он поступил в школу крестьянской молодёжи и окончил её. Там же определилось его главное увлечение — изобразительное искусство . Любовь к рисованию и живописи ему прививала мать, грамотная и умная женщина.

В 1927 году семья вернулась в Ленинград , где отец получил работу на заводе « Красный путиловец ». Павел же продолжил заниматься живописью, поступив на изобразительное отделение в детскую художественную студию. Мечтал стать художником. Однако этому не суждено было сбыться. Серьёзно заболел отец, и сыну пришлось взять на себя заботы о семье. Он оставил школу и устроился учеником слесаря на завод «Красный путиловец».

Учёба

Занятий живописью Павел не бросил, продолжал ходить в художественную студию. Там, в 1929 году, и состоялось его знакомство с театром. Павла заметил режиссёр А. Авдеев, который руководил театральной студией. Для одной из постановок ему нужен был исполнитель частушек. Павел выступил так заразительно и азартно, что сразу же был принят в театральную студию, а потом получил роль в спектакле.

На следующий год А. Авдеев привёл Павла к режиссёру Б. В. Зону , набиравшему курс в театральном техникуме при Ленинградском ТЮЗе (ныне — имени А. А. Брянцева ). Прослушав Павла, режиссёр взял его на свой курс (1931), хотя к тому времени подросток не успел окончить среднюю школу. Всего через полгода театральный техникум был расформирован. Курс Б. В. Зона почти полностью перевели в техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств ). Павлу было всего 15 лет. Тем не менее среди старших товарищей он не затерялся. Наоборот, выделялся как одеждой (паренёк форсил: носил бабочку и бархатную толстовку), так и умением исполнять неаполитанские песни, чем приводил в восторг однокурсниц.

В 1932 году , которая училась вместе с Павлом в техникуме на режиссёрском отделении, родила от него сына Константина .

Театр

В 1935 году Кадочников окончил техникум и стал актёром созданного Б. В. Зоном Нового ТЮЗа, где работал в 1935—1944 годах. Его первой ролью стал Лель в « Снегурочке » А. Н. Островского . Роль Купавы играла актриса Розалия Котович . Совместная работа сблизила их, и вскоре коллеги поженились.

В ТЮЗе Павел играл самые различные роли: от сказочных персонажей до белогвардейцев, — но особенно ему удавались животные. В одном из спектаклей он играл ужа , и, например, драматург Е. Л. Шварц был настолько впечатлён работой молодого актёра, что специально для него написал роль Сказочника в спектакле « Снежная королева » по сказке Х. К. Андерсена . Ему поручали и эпические, возрастные роли. В трагедии « Борис Годунов » А. С. Пушкина он играл летописца Пимена . Работа в театре всё больше увлекала Кадочникова. Роль следовала за ролью.

С 1935 по 1938 год работал педагогом по технике речи в Центральном театральном училище (ныне Российский государственный институт сценических искусств ) .

Кино

В 1935 году начал сниматься в кино — дебютной стала эпизодическая роль Михася в картине « Совершеннолетие » . Самому актёру его появление на экране не понравилось, и он решил этим первым опытом и ограничиться.

В 1937 году на спектакле «Снегурочка» побывал кинорежиссёр С. И. Юткевич . Ему понравился юноша, и режиссёр предложил ему роль в своей картине « Человек с ружьём » (1938). Помня о своём решении более не сниматься, Павел хотел было ответить отказом, но повлиял авторитет режиссёра. Юноша принял предложение и сыграл молодого солдата . С этой роли и началась его длительная работа в кино.

Уже в следующей картине С. И. Юткевича « Яков Свердлов » (1940) сыграл сразу две роли — рабочего паренька Лёньку и писателя Максима Горького . При утверждении ролей художественный совет студии единодушно отверг кандидатуру актёра на роль Горького , поскольку его сочли слишком молодым для столь серьёзного образа. Тогда режиссёр попросил Павла отправиться в соседнюю комнату и загримироваться. Через несколько минут актёр вновь предстал перед авторитетной комиссией. Члены комиссии не верили своим глазам: настолько артист был похож на пролетарского писателя. После этого он был единогласно утверждён. Это сходство позволит Кадочникову впоследствии ещё пару раз сыграть Максима Горького.

Роль Горького принесла актёру большую популярность, и в 1940 году его пригласил кинорежиссёр А. В. Ивановский на главную роль в музыкальной мелодраме « Антон Иванович сердится ». Съёмки картины закончились 21 июня 1941 года, а на следующий день началась война .

Павел Кадочников вспоминал: «Каждый день приносил тревожные сводки с фронта, и нам, молодым актёрам, казалось больше невозможным оставаться в тылу: мы должны были защищать Родину. Эти мысли не давали покоя». В конце июля он подал заявление в народное ополчение. Но ему отказали. «Ты снимаешься в „ Обороне Царицына “ и „Походе Ворошилова“. На „ Ленфильме “ сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию», — ответили ему.

После завершения съёмок в двухсерийной ленте « Оборона Царицына » (1942) актёра пригласил к себе С. М. Эйзенштейн . Режиссёр предложил актёру роль Владимира Старицкого в картине « Иван Грозный » (1945). Владимир Старицкий — одна из главных трагических фигур картины.

Мастерство актёра так впечатлило С. М. Эйзенштейна, что тот решил снять его ещё в двух ролях — Сигизмунда и царского духовника Евстафия . Предполагалось, что эти роли Павел сыграет в третьей серии. Но замысел остался невоплощённым — третья серия так и не была снята. Тем не менее эти три года актёр считал самой большой жизненной школой. В 1944 году он навсегда ушёл из театра и целиком посвятил себя работе в кино.

В конце декабря 1944 года в семье актёра на станции Кавказская родился сын Пётр .

Вернувшись в Ленинград, Павел Кадочников узнал, что театр, в котором он работал, распался. Несмотря на ряд достаточно лестных предложений от руководителей разных театральных коллективов, актёр выбрал работу в кино. Он отправился в Киев сниматься в картине « Подвиг разведчика » (1947) режиссёра Б. В. Барнета . Роль майора принесла ему поистине всенародную популярность и стала его своеобразной визитной карточкой, одновременно определив в советском кино образ героя-разведчика на долгие годы. А знаменитая фраза Федотова «Вы болван, Штюбинг!» стала любимым выражением мальчишек той поры.

В следующем, 1947 году приступил к съёмкам в новой картине А. Б. Столпера « Повесть о настоящем человеке ». Актёру предстояло сыграть знаменитого лётчика Алексея Маресьева (в фильме, как и в книге Бориса Полевого , — Мересьев ), потерявшего обе ноги. Чтобы лучше войти в образ, отказался от услуг дублёров. В течение четырёх месяцев он ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. В итоге картина имела огромный зрительский успех. Эпизод киносъёмок в лесу с участием актёра и «свирепой» медведицы подробно и красочно описан В. В. Чаплиной в рассказе «Марьям и Джек» (из цикла « Питомцы зоопарка »). Отдав должное самообладанию и чувству юмора актёра, В. В. Чаплина отмечала, что у ручной медведицы Марьям был на редкость предсказуемый, добродушный нрав .

После картины «Далеко от Москвы» (1950) актёра не приглашали сниматься в кино в течение четырёх лет.

Вновь о нём вспомнили в 1954 году. Режиссёр А. В. Ивановский, который уже снимал Павла в своём фильме « Антон Иванович сердится », пригласил актёра в новую картину. Это была совместная работа А. В. Ивановского и Н. Н. Кошеверовой « Укротительница тигров ». Роль мотогонщика Фёдора Ермолаева стала одной из его главных удач в 1950-е годы. В ней талант мастера открылся для зрителей с неожиданной стороны, он смог на равных сыграть в ансамбле актёров ярко выраженного комедийного плана — Л. Ф. Быкова и С. Н. Филиппова . Участие в фильме принесло и новую волну славы. Актёра вновь стали заваливать любовными посланиями многочисленные поклонницы.

В последующие годы много и напряжённо снимался, и на его популярности держится множество картин, забытых теперь зрителями. Также он неоднократно принимал участие в дубляже иностранных фильмов.

В 1956—1958 годах — художественный руководитель студии киноактёра при киностудии « Ленфильм » .

В 1967 году стал членом КПСС .

Режиссёрская деятельность

И всё же эти роли не могли удовлетворять талантливого актёра. Он решил попробовать себя в режиссуре. В 1965 году вышел его первый фильм, снятый им в качестве режиссёра, приключенческая комедия « Музыканты одного полка », в котором он сыграл роль Чулковского . В 1968 году он поставил фильм-сказку « Снегурочка », где сыграл роль царя Берендея .

Уход в режиссуру имел ещё одну причину: в середине 1960-х годах он попал в немилость к высшему руководству. Режиссёры перестали приглашать его сниматься, не давали новых работ актёру и в театре. Единственным его заработком были концерты, с которыми он ездил по всей стране.

1970-е — 1980-е годы

В середине 1970-х годов Н. С. Михалков предложил ему роль в своём фильме « Неоконченная пьеса для механического пианино ». Эта роль принесла актёру новый виток популярности. Его вновь стали приглашать сниматься. Однако теперь он подходил к выбору каждой роли намного тщательнее. Наиболее заметной работой тех лет стала роль Вечного Деда в фильме А. С. Кончаловского « Сибириада » (1978).

В 1978 году актёр снялся вместе со своим взрослым сыном Петром в киноповести Б. Б. Мансурова « Сюда не залетали чайки ». В 1980 году актёр снялся со своим сыном в фильме Яна Фрида « Благочестивая Марта ». Это была последняя совместная работа отца и сына. Вскоре Пётр погиб при весьма странных обстоятельствах. Летом 1981 года он отправился отдохнуть в Прибалтику на озёра. Через два дня после отъезда пришло сообщение о его гибели. По словам дочери Петра Кадочникова Наталии :

У папы с детства была фирменная «фишка». Он залезал на берёзу, и, держась за ветки, начинал раскачиваться. То же самое он решил проделать и в Игналине. Только не учёл, что полез в тот раз на сосну, а сосна не гибкая. Ветка не выдержала его веса, сломалась, папа упал и разбился о землю. У него была тяжелейшая черепно-мозговая травма, все ребра переломаны.

В бессознательном состоянии «Скорая» увезла папу в местную больницу. Бабушка с дедом примчались в Игналину на следующий же день. Ни с ними, ни с мамой папа не простился, он так и не пришёл в сознание. Через три дня после падения его не стало. Из-за какой-то нелепости мы с сестрой лишились отца, мама — мужа, а дед с бабушкой — сына.

Для Павла и Розалии Кадочниковых потеря их единственного совместного сына стала трагедией. Единственным спасением для актёра была работа. И он окунулся в неё. Ещё до смерти сына сыграл заметную роль графа Орлова в картине « Рассказ неизвестного человека » (1980) режиссёра В. П. Жалакявичуса . А в 1981 году он снялся сразу в почти десятке фильмов, среди которых наиболее заметной стала роль Поля Лафарга в картине режиссёра С. И. Юткевича « Ленин в Париже ». Стоит отметить также работу в детективе « Пропавшие среди живых » (1981) — здесь актёр совместил традиционный образ интеллигента с совершенно нехарактерным для себя амплуа злодея. Спустя два года сыграл небольшую роль майора Шолто в детективе « Сокровища Агры » из серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне .

В 1984 году после инфаркта умирает старший сын Павла Кадочникова — Константин Кадочников , матерью которого была Татьяна Никитина, первая жена П. Кадочникова и театральный режиссёр.

В 1987 году на экраны вышел биографический фильм « Серебряные струны », рассказывающий о создателе первого в России оркестра народных инструментов В. В. Андрееве . Это была последняя режиссёрская работа Павла Кадочникова.

Член Союза кинематографистов СССР .

Автор книги «Оставайтесь молодыми».

Семья

Могила Кадочникова на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Первая жена — , театральный режиссёр. Сын — Константин Кадочников (1932—1984), актёр.

Вторая жена — Розалия Котович (1913—2001), актриса. Сын — Пётр Кадочников (1944—1981), актёр.

Смерть

Скончался 2 мая 1988 года на 73-м году жизни из-за острой сердечной недостаточности в городской больнице Ленинграда. Похоронен на Серафимовском кладбище (15 участок) рядом с могилой сына Петра (1944—1981).

Спустя 12 лет на экраны вышел сериал « Воспоминания о Шерлоке Холмсе », на основе ранее снятых телефильмов « Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона » (в том числе и « Сокровищ Агры », где снимался актёр) [ значимость факта? ] .

Театральные работы

Ленинградский Новый ТЮЗ

Фильмография

Актёрские работы

Режиссёр

Сценарист

Озвучивание

Участие в фильмах

  • 1975 — Рядом с другом (документальный)
  • 1976 — Съездили (документальный)
  • 1986 — Народом признанный (документальный)

Архивные кадры

  • 2006 — Павел Кадочников (документальный, из цикла передач телеканала « ДТВ » «Как уходили кумиры»)

Звания и награды

Память

В Санкт-Петербурге, на доме № 2 по Каменноостровскому проспекту , где актёр жил в 1952—1988 годах, установлена мемориальная доска

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Кадочников Павел Петрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  3. . warheroes.ru . Дата обращения: 22 ноября 2021. 23 ноября 2021 года.
  4. , с. 163.
  5. Чаплина В. «Питомцы зоопарка» — М.: ЭКСМО, 2012. С. 385—394
  6. .
  7. . Дата обращения: 31 января 2018. 31 января 2018 года.
  8. . Дата обращения: 24 августа 2015. 24 сентября 2015 года.

Литература

  • Юткевич С. И. Кадочников Павел Петрович // Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич; редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — С. 163. — 640 с. — 100 000 экз.
  • Павлова М. И. Павел Кадочников . — М. : Искусство , 1991. — 192 с. — (Мастера советского кино). — 30 000 экз. ISBN 5-2100-2512-8 .
  • Розина В. Вера в жизнь (Творческий портрет нар. арт. РСФСР П. П. Кадочникова) // Советская культура , 26 августа 1975

Ссылки

  • . www.lenfilm.ru . Ленфильм . Дата обращения: 8 июля 2023. 28 марта 2023 года.
  • . russiancinema.ru . Дата обращения: 8 июля 2023. 28 ноября 2011 года.
Источник —

Same as Кадочников, Павел Петрович