Interested Article - Демон

Де́мон ( ст.‑слав. де́монъ от др.-греч. [da͜ɪ́.mɔːn] « дух », « божество » ) — собирательное название сверхъестественных существ или духов, занимающих низшее по сравнению с богами положение , которые могут играть как положительную, так и отрицательную роль .

У древних греков существовало философское понятие Даймоний . Сократ и его последователи — Платон , стоики и другие, отождествляли с даймонием «внутренний голос» человека, совесть . В римской мифологии им соответствует гений , в христианстве — ангел-хранитель .

У славян в христианстве демон — синоним слова бес , которым с XI века на Руси христиане собирательно называли всех языческих богов . Также при переводе Библии с греческого языка на церковнославянский и русский языки греческое слово демон переводилось словом бес , а в английской и немецкой Библии переводилось словом дьявол англ. devil , нем. teufel .

В религии и оккультизме

Даймоны в древнегреческой литературе

«Демон» (1900) работы С. А. Оссовской в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

В ранней античности различие между терминами «даймон» и «бог» прослеживается не всегда, так же как не прослеживается связь даймонов исключительно с силами зла или добра. Считалось, что даймоны могли иметь любую природу, в том числе и смешанную, то есть могли в равной степени творить как зло, так и добро.

Основные сведения о даймонах (рим. « гениях », синоним христианских ангелов ) в древнегреческой классике почерпнуты из «Диалогов» Платона «Послезаконие», «Пир», «Апология Сократа». Сократ в диалогах говорит, что им руководит « добрый демон » или гений, отвращающий ото зла, и направляющий к добру. Далее этот «демон Сократа» отождествляется с Богом Платона и неоплатоников . Апулей — древнеримский философ-платоник прокомментировал идею о «даймоне Сократа» в книге «О боге Сократа» (De deo Socratis). Это рассуждение о природе «даймона» у Сократа и о существовании промежуточных существ между богами и людьми .

В диалоге « Послезаконие » (984d-985) Платон называет даймонов разновидностью воздушных существ, имеющих в иерархии духов третий и четвёртый ранги и занимающих своё место после звёзд и богов. Даймоны, будучи чем-то средним между богами и людьми, исполняют функции посредников (между богами и людьми) и потому их следует особенно почитать в молитвах. Даймон (гений) приставлен к человеку от рождения и сопровождает его до самой смерти (ср. ангел ). Даймоны четвёртого ранга состоят только из воздуха и эфира и потому «как бы близко от нас они ни находились, они остаются неразличимыми». В то же время они относятся к роду «умеющему быстро учиться и обладающему хорошей памятью».

Всех даймонов Платон называет «толкователями и интерпретаторами всех вещей между собой и высочайшими из богов, учитывая то, что средний разряд созданий может легко парить над землёй и во всей вселенной». Даймоны «бесспорно должны существовать, когда речь заходит о верованиях отдельных личностей или целых обществ, имеющих происхождение в общении с некоторыми из них — через явление в ночных снах, оракулы и пророческие голоса, улавливаемые как больными, так и здоровыми, или через открываемое при конце жизни — и они были, и ещё будут впоследствии истоками многих распространённых культов». Таким образом, отдельные даймоны могут выступать в роли божеств различных культов .

Последователи Платона и стоики отождествляли с даймоном душу человека, возвращающуюся после смерти в свою стихию.

Ямвлих в своём сочинении «О Египетских Мистериях» отличает даймонов от видимых (понятых) и невидимых (превосходящих рациональное восприятие) богов, и от смертных полубогов-героев. По своей природе даймоны ниже богов.

В иудаизме и Талмуде

В Библии демонам не отводится никакой самостоятельной роли. В Талмуде содержатся упоминания о существовании веры в демонов уже в эпоху таннаев .

Согласно талмудическому преданию, демоны были созданы Богом в сумерки перед первой субботой. Прежде чем он успел доделать их, наступила ночь, и потому демонам не досталось тел [ источник не указан 3338 дней ] . Они занимают промежуточное положение между ангелами и людьми , обитая в воздухе между землёй и луной [ источник не указан 3338 дней ] , предпочитая нечистые и пустынные места.

См. также: Диббук .

В христианской традиции

Бесовское игрище в келье черноризца Исакия Печерского . Миниатюра из Радзивилловской летописи , конец XV века

Феодорит Кирский считал демонов и вождя их диавола бесплотными созданиями Божьими, которые «растлили в себе божественные черты» . В христианской традиции с XI века на Руси произошла дальнейшая эволюция термина, после которой демонами (это греческое слово переводилось как бес и было синонимом ) стали именоваться все сверхъестественные существа и боги, принадлежащие языческим традициям, согласно со словами 95-го псалма (Пс.95:5: др.-греч. ὅτι πάν­τες οἱ θεοὶ τῶν ἐθνῶν δαιμόνια - "яко вси бози язык бесове") . К этой же категории были отнесены все зловредные духи и различные мифические существа .

Фома Аквинский полагал, что демоны ( Daemon ) обладают «духовной природой» ( natura spiritualis ), обитающими как в аду ( Infernus ), так и в воздухе ( aer ) .

В оккультной практике

И демоны, и ангелы играют важную роль в магической традиции Запада. Многочисленные гримуары пронизаны оккультной демонологией и ангелологией, восходящими своими корнями к гностицизму и каббале . В магических книгах указаны имена, печати и подписи духов, их обязанности и возможности, а также способы их вызывания и подчинения воле мага.

Иерархия демонов

М. Врубель . Демон сидящий

По мнению мистиков и оккультистов средневековой Европы, демоны подразделяются на девять чинов. Это первым описал голландский врач и оккультист Иоганн Вейер в своей оккультной книге «Pseudomonarchia Daemonum» (1588) , где привёл подробную классификацию демонов и инструкции для желающих вызывать их. Есть и другие описания иерархии демонов .

В целом можно выделить несколько основных групп:

  • Гении — демоны-хранители, приставленные к человеку, предмету или местности. Сюда могут быть отнесены различные персонажи фольклора вроде леших , водяных , домовых , домашних духов, ведьм ( фамилиары ), нимф и дриад , хранители дворцов древних культур, наподобие шеду .
  • Не привязанные к конкретному месту духи, вроде стихийных духов, гномов , эльфов , русалок , сатиров , чертей , суккубов и т. п.
  • Архонты — демоны, выступающие в роли персонификации сил природы и космоса , которые поддерживают неизменным порядок естественных вещей или служат бессмертными прототипами для всех существ на земле (что роднит их с понятием и идей в философии). К такого рода существам могут быть отнесены (зодиакальная вавилонская система, где зодиак разделён на 36 участков по 10° (декадная система) была перенята египетской астрономией, при этом каждому участку-декаде были поставлены в соответствие деканальные божества (в греческом именовании — «деканы»).

См. также

Примечания

  1. Мюллер В. К. devil ; бес // Полный англо-русский русско-английский словарь : 300 000 слов и выражений. — М. : Эксмо, 2013. — С. 250, 931. — 1328 с. — (Библиотека словарей Мюллера). — ISBN 978-5-699-56298-5 .
  2. греч. Δαίμον — даймон, демон , переведённое в рус. Библии как бес , в англ. и нем. Библии переводилось как дьявол . Например, ср. рус. текст Марка. бесы , с англ. — devils ( дьяволы ) и нем. — teufel , teuffel .
  3. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986. — Т. I : А—Д. — С. 498.
  4. от 15 апреля 2021 на Wayback Machine // Толковый словарь иноязычных слов. / авт.сост. Крысин Л. П. ;
    от 5 марта 2016 на Wayback Machine // Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. / авт.-сост. Н. М. Шанский , Т. А. Боброва. — М.: Дрофа , 2003.
  5. ↑ .
  6. Байков Э. от 22 декабря 2015 на Wayback Machine . — Litres, 2014. — ISBN 978-5-457-28374-9 .
  7. Смагина Е. Б. от 22 декабря 2015 на Wayback Machine // Памятники письменности Востока (Том 115). — «Восточная литература» РАН, 1998. — ISBN 978-5-02-017988-2 . — С. 394.
  8. ↑ от 22 декабря 2015 на Wayback Machine . // Научный совет по истории мировой культуры (Академия наук СССР). Комиссия по изучению творчества Гёте и культуры его времени. — Наука, 1991. — С. 82
  9. ↑ Бес / О. В. Белова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 164. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  10. ↑ « Слово о законе и благодати » XI века , « Слово о полку Игореве » XII века и в древнерусских летописях
  11. Ветхий завет: Втор. , Вар. .
    Новый завет: Лук. , , , , , , , , , , , , , , , , , ; Матфея. , , , , , , , , , , , , , , , ; Иоан. , , , , , ; Марка. ; Иак. ; 1Кор. , ; Отк. , ,
  12. (неопр.) . Дата обращения: 18 ноября 2013. 1 февраля 2014 года.
  13. «К нашему благополучию приставлен даймон; некоторым поворотам в нашей судьбе даймоны противостоят как чему-то чрезмерно высокому». Диалог «Законы», 732c.
  14. В этой связи интересно упоминание в гримуаре « Лемегетон » о Белиале , который после освобождения из кувшина Соломона принял некий образ, и в этом образе отвечал всем тем, кто приходил поклониться ему как богу, и приносил жертвы.
  15. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  16. от 13 сентября 2016 на Wayback Machine Демоны иудаизма
  17. (неопр.) . Дата обращения: 19 января 2019. 20 января 2019 года.
  18. ↑ .
  19. (неопр.) . Дата обращения: 30 июня 2021. 9 июля 2021 года.
  20. Сумма теологии , Ч.1., в.64, р.4
  21. (неопр.) . from various sources as cited . Дата обращения: 5 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.

Литература

Ссылки

  • Иерархии демонов по разным источникам. (неопр.) . from various sources as cited . Дата обращения: 5 февраля 2014.

Same as Демон