Interested Article - Спасо-Преображенский Пронский монастырь

Спа́со-Преображе́нский Про́нский монасты́рь — мужской монастырь Рязанской епархии Русской православной церкви , расположенный в поселке Пронск , на левом берегу реки Прони .

История

Основание монастыря

История Пронской Спасской пустыни корнями своими уходит в начало XVII столетия. Источники XVII века позволяют получить более полное представление о монастырях, вотчинниках и о землевладении духовенства в целом. В XVI веке (к концу столетия) многие монастыри прекратили свое существование. Скорее всего, в это же самое время и была основана Спасская общежительная пустынь. Достоверно неизвестно кто был основателем Пронской Спасской пустыни, и когда она была основана. В фондах государственного архива Рязанской области, в ведомостях о Пронской Спасской пустыни за разные годы так и сообщается: «когда и кем основана сия пустынь неизвестно». Однако в писцовых книгах 1640 года князя Борзецова указано, что в исчислении разных угодий, принадлежащих стрельцам старой слободы, сказано, между прочим, что у них был выгон против «Спасского монастыря» общий с новыми стрельцами.

Пронская Спасская мужская пустынь находилась «близ уездного города Пронска от Рязани в 50 верстах», на левом возвышенном берегу реки Прони. «Здесь церковь Живоначальныя Троицы с пределом Преображения Господня» — писал в 1852 году исследователь древних монастырей и церквей Ратшин . Протоиерей В. Гаретовский в 1866 году пишет: «Даже не видится прямой возможности объяснить… почему пустынь называется Спасскою, когда соборная церковь в ней во имя Святой Троицы. Вероятнее всего, существующая до сего времени Троицкая соборная церковь позднего уже происхождения». Он же и предполагает, что в первые времена существования этой обители, главный, и в то же время, единственный храм её был во имя Преображения Господня, от чего Пустынь и получила название Спасской . Пронской же, обитель называется по местонахождению рядом с древним городом, имеющим свою богатую историю.

XVIII—XIX века

Следующее упоминание о Спасской пустыни относится к 1724 году, когда встречается известие о переведении братии из Спасской Преображенской пустыни в и об упразднении пустыни, хотя и на короткое время. . Это произошло по именному Указу Петра I от 5 февраля 1724 года, согласно которому предписывалось упразднить монастыри с малой численностью монахов, а оставшихся монахов перевести в более крупные монастыри. До возобновления обители в середине XVIII века, в ней, судя по описям за 1739 и 1749 года, находились две деревянных церкви. Описывается это так: «Церковь Преображения Господня, в ней святые иконы местные: образ Преображения Господня в окладе, образ Казанской Пресвятой Богородицы без оклада, Богородица запрестольная, на ней венец чеховой позлащен; на престоле одежда кумашная, на нём евангелие, евангелисты серебряные, кресты обиты по дереву, серебряные сосуды, дискос и звездица, а другие сосуды оловянные и лжица оловянная; две ризы камчатые, одна красная, другая зелёная, у них оплечья парчевая на золоте, ризы камчатые белые, стихарь камчатый белый, да ещё при них ветхие ризы три, три потрахели, одна парчевая ветхая и 28 книг. Церковь Вознесения Господня, в ней святые иконы: образ Всемилостивого Спаса, образ Богородицы Казанской, запрестольная Богородица; на престоле одежа — выбойка бумажная, сосуды оловянные новые, покровцы на них камчатые ветхие, у царских дверей завеса полотняная. Этого монастыря святые врата с калиткой, над ними образ Спасителя с апостолами. Келья строительная с сенями, в ней заслон железный и топор казенный, 4 кельи братских со стенами. Амшеник ильмовый — рублен в лапу, покрытый тёсом и лубьями — ветхой, казенных 6 ульев со пчёлами. Монастырь кругом горожен забором ветхим».

В 1765 году каменная церковь была облагорожена стараниями помещика Ивана Ивановича Бурцева, прах которого покоится в Спасской пустыни. Видимо вклад и усердие Ивана Ивановича в обустройство обители были так велики, что в дальнейшем в описаниях пустыни его упоминают как строителя храма. Переустройством келий для настоятелей и братии (до этого времени они были деревянные и крыты соломой) занялся уже его сын — Андрей Иванович Бурцев, который, вероятно, построил и каменную ограду вместо плетневой.

В 1826 году жители города Пронска и его окрестностей высказали пожелание об учреждении 6 августа ежегодного крестного хода из Пронского собора и всех церквей города Пронска в Спасскую обитель, о соизволении чего и вышел Указ Рязанской консистории.

XX век

К началу XX столетия Пустынь представляла собой довольно благолепный монастырь, в котором было три храма. Третья церковь каменная с одним престолом во имя сошествия Святого Духа на Апостолов, холодная, была устроена в жилом помещении на третьем этаже. Эта церковь была построена на средства помещицы Варвары Алексеевны Любавской, а после её смерти достроена на благотворительные средства и освящена в 1903 году. В 1913 году по штату в монастыре были положены: настоятель, два иеромонаха, два иеродиакона и два послушника, а проживали: настоятель, схиигумен, десять иеромонахов, шесть иеродиаконов, шесть монахов и пятнадцать послушников.

В 1918—1919 годах она была закрыта, а имущество передано в ведение уездных отделов социального обеспечения (уотсобесов) и землеотделам. Наступил 1919 год, а с ним и продолжение волны закрытия монастырей, репрессии духовенства. Обитель разорили, а монахов выгнали.

В сороковые годы в зданиях монастыря был размещен детский дом, затем Пронская специализированная (коррекционная) школа-интернат, существовавшая от времён окончания Второй мировой войны . Размещение детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, помогло сохранить здания обители от полного разрушения, хотя и не в первоначальном виде — не сохранились два храма обители: на месте Троицкого построили дом, а Свято-Духовский на третьем этаже братского корпуса был снесён; Трехсвятский храм «обезглавили», снеся барабан и купол, и переоборудовали в жилое помещение.

Восстановление монастыря

В феврале 2011 года по благословению правящего архиерея Рязанской епархии началось возрождение Пронской святыни. Как только жизнь обители начала постепенно возрождаться, монастырь приобрёл статус архиерейского подворья . На тот момент собственность монастыря не была передана ему, здания оставались на государственном балансе, но все документы по передаче были собраны и представлены губернатору Рязанской области . На территории было позволено производить работы по благоустройству. Братский коллектив начал косить траву и разбирать упавшие деревья, мыть помещения. В день Собора Двенадцати апостолов в летнем доме на две комнаты поселились первые насельники новоучреждённого архиерейского подворья.

2 октября 2013 года Священный синод Русской православной церкви в связи с прошением митрополита Рязанского и Михайловского Павла (Пономарёва) постановил открыть Спасо-Преображенский Пронский мужской монастырь, и его настоятелем назначен игумен Лука (Степанов) .

Обновлены водоснабжение и канализация; отреставрирован и расписывается Трёхсвятительский собор монастыря; в монастырь вернулась одна из самых чтимых святынь обители — икона Божьей Матери « Утоли Моя Печали ». Для монастыря на Святой горе Афон написана икона « Споручница грешных », взамен утраченной в революционное лихолетье — этот образ с торжественным крестным ходом встречали жители пронской земли и духовенство. Образ этот с благоговением хранится в храме монастыря как приемник благодати утраченной святыни. Работает гостиница, где могут остановиться паломники, начинаются работы по восстановлению храма Святой Троицы.

Список настоятелей монастыря

В разные времена упоминаются строители или игумены монастыря:

  • Чёрный послушник Пафнутий (упомянут в 1665)
  • Прохор (уп. 1734)
  • Феодорит (уп. 1749)
  • Иосиф (уп. 1751 — уп. 1756)
  • Иона (уп. 1763)
  • Сергий (уп. 1771)
  • Епифаний (уп. 1781)
  • Иоанн (уп. 1786 — уп. 1790)
  • Иринарх (уп. 1796)
  • Алексий (уп. 1796 — уп. 1802)
  • Лаврентий (уп. 1799)
  • Симон (уп. в 1801)
  • Тихон, уп. в 1802 по 1804 гг.
  • Дионисий, уп. в 1804 по 1805 гг.
  • Алексий, уп. в 1806 г.
  • Палладий, уп. в 1807 г.
  • Анастасий, уп. в 1808 г.
  • Амвросий, уп. в 1817 по 1820 гг.
  • Апполинарий, уп. в 1821 г.
  • Феодосий (уп. 1837)

Примечания

  1. А. Ратшин. «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах России». — М.: 1852. — С. 422.
  2. В. Гаретовский. «Обновление Св.-Спасской пустыни в г. Пронске». Прибавление к Рязанским епархиальным ведомостям., 1865—1866 г. — С. 694
  3. Рязанские достопамятности собранные архимандритом Иеоронимом с примечаниями И. Добролюбова. — Р.: 1889. С. 124.
  4. . Дата обращения: 5 февраля 2017. 7 октября 2013 года.
  5. Строев П. М. «Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви». — СПб.: 2007, С. 573.

Литература

  • Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия.. — Р., 1885. — Т. 2. — С. 19—20.
  • Лука (Степанов) , игум. // Рязанский богословский вестник. 2011. — № 2. — С. 146—157.
  • , мон. // Рязанский богословский вестник. 2021. — № 1 (23). — С. 28-47.

Ссылки

Источник —

Same as Спасо-Преображенский Пронский монастырь