Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове ( Покровская церковь , Богородицкая церковь ) — приходской православный храм в районе Южное Медведково на севере Москвы , в бывшем селе Медведкове . Относится к Сергиевскому благочинию Московской епархии Русской православной церкви .
Один из последних московских одношатровых храмов .
Настоятель храма с 2002 года — протоиерей Валентин Тимаков.
Построен на правом берегу реки Яузы , чуть выше впадения в неё реки Чермянки . При храме имеется кладбище .
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове был построен в 1635 году князем Дмитрием Пожарским в честь освобождения России от польской интервенции . Архитектурное сооружение представляет собой уменьшенный вариант собора Покрова на Рву и является одним из последних московских одношатровых храмов; спустя семнадцать лет после окончания строительства патриарх Никон наложил запрет на возведение храмов данного типа. До 1635 года на месте каменной постройки стояла деревянная шатровая церковь Покрова с приделом Петра Александрийского , основанная не позднее 1623—1624 годов .
По данным источников, в 1635 году храм насчитывал четыре придела: Знамения Пресвятой Богородицы , Петра Александрийского, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина . Название каждого придела связано с Великим Новгородом, где Пожарский в 1628—1630 годах служил воеводой: икона Знамения — главная святыня этого города и всей новгородской земли, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники. В 1652 году, к десятой годовщине со дня смерти знаменитого воеводы, его наследник, князь Иван Дмитриевич Пожарский , получил грамоту на освящение престола нового придела в честь Девяти мучеников Кизических .
В 1685 году, после смерти последнего представителя рода Пожарских — боярина , село Медведково досталось главному советнику и фавориту царевны Софьи , князю Василию Васильевичу Голицыну . Голицын предпринял перестановку приделов и сократил их количество до трёх (в честь Покрова, Знамения и Девяти мучеников Кизических). Четвёртый (южный) придел в честь преподобного Сергия Радонежского был основан позднее, в 1690 году .
В 1687—1688 годах по заказу Голицына был сделан иконостас главного храма. Иконы создавались при участии одного из ведущих мастеров Оружейной палаты — Карпа Золотарёва , который также украсил иконостас резьбой . Не меньшую ценность представляло и так называемое Медведковское напрестольное Евангелие 1681 года с миниатюрами, выполненными, согласно преданию, царевной Софьей . Вплоть до 1919 года эта реликвия хранилась в храмовой ризнице; сведения об её дальнейшем местонахождении отсутствуют.
В XIX веке храм претерпел ряд изменений: в значительной мере был перестроен иконостас; резьба иконостаса, созданная одновременно с иконами и частично утраченная, была восполнена поздними фрагментами. Некоторые утраченные иконы праздничного ряда дополнены вновь написанными. На месте звонницы была воздвигнута новая колокольня в классическом стиле XIX века. Тогда же храм потерял свои древние царские врата, созданные в XVII веке; существует предположение, что они были взяты во дворец великого князя Сергея Александровича в Санкт-Петербурге .
За весь период своего существования церковь ни разу не закрывалась. Это отчасти связано с тем что в 1930-х годах церковь находилась не на территории Москвы. При этом службы до Великой Отечественной войны шли только в нижнем тёплом приделе . После войны храм был отремонтирован, и в верхней церкви также начались службы.
В 1970-х годах реставрацией храма руководил архитектор Николай Недович . Металлическая кровля и окна на шатре были демонтированы, храму вернули первоначальный вид.
В 1970-е годы у входа в храм был водружён большой мраморный крест, найденный на Медведковском кладбище . На нём была сделана надпись: «Крест — победа над смертью».
Несмотря на то, что создание храма было связано с освобождением Москвы и России от так называемой "польской интервенции", в храме находится список с главной польской католической и православной святыни — Ченстоховской иконы Божией Матери . Согласно преданию, величайшая христианская святыня –Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал сам апостол Лука на столешнице от стола, за которым сидела Богородица.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы — один из последних шатровых храмов XVII века; построенный с явной ориентацией на собор Покрова на Рву , он носит отпечаток консервативных тенденций , распространившихся в отечественной культуре в первые десятилетия XVII века и провозгласивших сохранение традиций гарантией «истинно православного облика храма» .
Низкий, несколько вытянутый в ширину четверик храма украшен четырьмя декоративными главами и трёхъярусной пирамидой кокошников . Над этой пирамидой возвышается восьмерик , служащий основанием высокому стройному шатру . Стремительный подъём шатра усилен его высотой, равной высоте нижней части постройки . По оценке И. Э. Грабаря , « прекрасная группировка масс, стройность шатра и изысканность силуэта ставят этот храм в ряд выдающихся » .
Здание насчитывает два этажа: нижний (зимний) с тёплым храмом Знамения Пресвятой Богородицы и первоначально не отапливавшийся верхний с главным престолом в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы и двумя приделами.
Клирики и прихожане церкви окормляют специализированный дом ребёнка № 23 Москвы, оказывают помощь Центру содействия семейному воспитанию «Алые паруса» .
Работает воскресная школа для детей и взрослых. Среди преподавателей — протоиерей Валентин Тимаков, протоиерей Олег Шалимов, священник Александр Гелашвили и др. Кроме того, школа принимает известных лекторов: протодиакона Андрея Кураева , Андрея Зубова , Александра Дворкина .