Стрешнев, Лукьян Степанович
- 1 year ago
- 0
- 0
Лукья́н Тимофе́евич Го́лосов (1620-е — 1680-е) — думный дворянин , думный дьяк , поэт , переводчик .
При подаче документов (03 марта 1682), для внесения рода Голосовых в Бархатную книгу , думным дьяком Лукьяном Тимофеевичем Голосовым была предоставлена сказка о своём происхождении .
Подьячий (1640-х). Дьяк (1654-1663), письмоводитель патриарха Никона . Известны патриаршие письма, скреплённой подписью «д иак Лукьян Голосов » — валашскому воеводе Стефану ( 1 декабря 1657) и Газскому митрополиту Паисию Лигариду о позволении приехать в Россию ( 10 мая 1656)
Лукьян Тимофеевич продал свою вотчину патриарху Никону для строящегося Ново-Иерусалимского монастыря (1657). В купчей говорилось: "Се аз, Лукьян Тимофеев сын Голосов, продал вотчину свою Святейшему Никону Патриарху Московскому и всея Руси, в Московском уезде , в Сурожском стане село Никулино на реке на Истре, да в том селе церковь во имя Пресвятыя Богородицы да в пределах трех Святителей вселенских, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, да великого чудотворца Николая и великомученика Георгия, со всяким строением и с колоколами..."
Дьяк Аптекарского приказа (1657) Сохранился перевод Л.Т. Голосова с латыни рукописи доктора англичанина Самуила Коллинса ( 1664) , xpaнящийся в фонде Аптекарского приказа . Перевод написан на столбцах и подклеен прямо к подлиннику, как это было принято при подготовке документов "в доклад " государю.
Когда патриарх Никон оставил престол (1658), Лукьян Голосов переведён в .
По велению Алексея Михайловича вместе с другими, составлял выписку из правил, относительно перспектив пребывания церкви в случае отказа патриарха от его престола (21 декабря 1662).
Пожалован думным дьяком и впервые упомянут в данном чине в Галицкой и Владимирской чети (1667), Малороссийского приказа (1668).
Служил в Посольском приказе (1670).
Упомянут в составе посольства в Польшу с боярином И. В. Бутурлиным (1674), бояриным, князем Н. И. Одоевским , ( 1678) , за что получил жалования 700 рублей и на 200 рублей соболей .
По переписным книгам ( 1677 — 1678) — владелец 70 дворов в Московском уезде , в Алексине , на Белоозере , во Владимире , в Белёве .
Пожалован чином думного дворянина (1682). Во время Стрелецкого бунта 1682 года , в результате которого власть была передана царевне Софии , играл заметную роль.
"20 сентября Голосов был послан с грамотами патриарху Иоакиму (он оставался в столице) и всем стрелецким полкам «и их, служивых, уговаривал. И в грамотах им писано, чтоб они великим государем служили верно и от смятения престали и сполохов и страхования в царствующем граде не чинили, и что князь Иван да князь Андрей Хованские за измену казнены, а тое не вступалися. . . А служивым . . . государскаго гнева и опалы не было, и были б без смущения на их царскую милость надежны, а для челобитья дел своих, кому надобно, шли бы в поход» (к Троице) («Созерцание краткое лет 7190 и 191 и 92, в ниже что содеяся во гражданстве»). Ясно, что Голосов не только пользовался доверием правительства, но и был популярным в Москве человеком."
В середине XVII века в Москве в Белом городе ( урочище Кулишки ) в приходе церкви Николы в Подкопаях находилась усадьба Лукьяна Тимофеевича Голосова.
По его фамилии был назван исчезнувший ( 1745) Голосов переулок .
Три его сына: Иван Большой, Григорий и Иван Меньшой служили стольниками , первые двое ездили с отцом в составе посольства в Польшу (1678). Род Голосовых идущий от думного дьяка Лукьяна Тимофеевича угас (около 1760) .
"К 1682 году относятся «Диалоги о премудрости воплощения сына божия», поднесенные Голосовым царевне Софье. Судя по рукописи, это обширное силлабическое произведение исполнялось во время рождественских праздников. По композиции оно было типичным для жанра диалога и распределялось между двенадцатью «отроками» (видимо, учениками Заиконоспасской школы, которой ведал Сильвестр Медведев , или между малыми певцами, «недоростками» церковного хора). Из «Диалогов о премудрости воплощения сына божия» очевидно, что Голосов хорошо усвоил и силлабическую версификацию , и основные правила риторики . Диалог занимал большое место в структуре барочного школьного театра. В XVII веке его часто смешивали с декламацией , хотя в его основе лежал спор, словесный конфликт, в то время как декламация была распространенным описанием. В диалоге в большей степени, нежели в декламации, присутствовали элементы театральности, хотя диалог не имел строго описанных сценических норм, не нуждался в особом поэтическом вымысле, и по мнению театральных деятелей, произносился, а не разыгрывался. Как правило, исполнявшие диалог «строки» не наряжались в театральные костюмы".