Interested Article - Самарин, Юрий Фёдорович
- 2021-05-13
- 2
Ю́рий Фёдорович Сама́рин ( 21 апреля [ 3 мая ] 1819 , Петербург — 19 [31] марта 1876 , Берлин ) — русский публицист и философ- славянофил .
Философские взгляды Самарина находились сначала под сильным влиянием гегелевской философии . После знакомства с К. С. Аксаковым сблизился с ведущими славянофилами: А. С. Хомяковым и братьями Иваном и Петром Киреевскими. Особенно сильным было воздействие на него идей Хомякова. Позже в «Письмах о материализме» он подвергает критике философскую систему Гегеля .
Биография
Родился в Санкт-Петербурге 21 апреля ( 3 мая ) 1819 года в богатой и родовитой дворянской семье Самариных : сын полковника Фёдора Васильевича Самарина и Софьи Юрьевны — дочери Ю. А. Нелединского-Мелецкого . Крестник императрицы Марии Фёдоровны и первый ребёнок в семье; из родившихся позже известность получили братья Николай и Дмитрий Самарины, а также сестра — Мария Фёдоровна Соллогуб .
В 1824 году воспитание его было поручено французскому гувернёру, двадцатитрёхлетнему Пако (Pascault), кончившего курс в лицее и преподававшего потом французский, латинский и греческий языки в разных коллежах. В октябре 1826 года появился ещё и русский учитель, двадцатидвухлетний Николай Иванович Надеждин , который преподавал закон Божий, русский язык в связи с церковнославянским, греческий язык, историю и некоторое время немецкий язык, для которого был потом приглашен особый учитель. Пако преподавал французский и латинский язык, географию и арифметику. Осенью 1834 года Самарин начал учиться на словесном отделении Московского университета . Историко-филологическое отделение философского факультета Московского университета он окончил в 1838 году первым кандидатом , получив право поступить на службу сразу в министерство. Одновременно с ним отделение окончили М. Н. Катков и Ф. И. Буслаев . Большие связи в высшем свете и отличное образование обеспечивали молодому человеку блестящую служебную карьеру, которая однако не привлекала его.
Во время подготовки к магистерскому экзамену он близко познакомился с К. С. Аксаковым, который также готовился к магистерскому экзамену. Это знакомство скоро перешло в искреннюю дружбу; Аксаков увлек Самарина своею горячею проповедью о народных русских началах. В феврале 1840 года Самарин выдержал магистерский экзамен и приступил к написанию диссертации. В это время он имел близкие отношения с кружком славянофилов, во главе которых стояли А. С. Хомяков и братья Киреевские. Первоначально увлекавшийся Гегелем и пытавшийся примирить с ним православие , Ю. Ф. Самарин затем под влиянием Хомякова стал двигаться в славянофильском направлении. Богословские воззрения Хомякова он воспринял всецело и попытался провести их в своей диссертации о Стефане Яворском и Феофане Прокоповиче , которую он защитил 4 июня 1844 года в Московском университете. В Яворском и Прокоповиче Самарин усматривал представителей двух начал — антипротестантского (момент единства) и антикатолического (момент свободы), которые соединены в православной церкви. Вследствие резких нападок на церковные преобразования XVIII века в печати смогла тогда появиться лишь третья, наименее значительная часть диссертации, под заглавием «Стефан Яворский и Феофан Прокопович, как проповедники» (М., 1844), которую и защищал Самарин на диспуте.
В 1844 году Самарин поступил на службу секретарём 1-го департамента Сената . Через некоторое время, 9 февраля 1846 года, он перешёл в министерство внутренних дел и 21 июля отправился в Ригу вместе с Я. В. Ханыковым , председателем ревизионной комиссии, которой было поручено изучить городское устройство и хозяйство города и составить проект его преобразования. Изучив городские архивы Риги, он написал историю этого города; предназначенная только «для лиц высшего управления», она была издана в 1852 году в Санкт-Петербурге под названием «Общественное устройство г. Риги» в ограниченном количестве экземпляров и составляет библиографическую редкость.
Слухи о насильственном присоединении к православию эстов и латышей и о возбуждении их православным духовенством против помещиков побудили его написать в 1849 году «Письма из Риги», в которых обсуждалось отношение к России прибалтийских немцев. Письма эти, получившие распространение в рукописи, вызвали неудовольствие влиятельных сфер. Самарин был привлечён к ответственности по обвинению в разглашении служебных тайн: 17 февраля 1849 года К. С. Аксаков сообщал родным: «письма до сих пор возбуждают сильную злобу немцев, везде прославляющих его или шпионом правительства, или опасным, вредным либералом…», а 6 марта он написал: «Дела идут плохо: немцы торжествуют, и Самарин сидит…». Вечером 17 марта состоялась встреча с Самариным императора Николая I , который сделал ему строгое внушение за разглашение того, что считалось канцелярской тайной, и за возбуждение вражды немцев против русских. Дело окончилось переводом 3 августа на службу в Симбирскую губернию . Разъяснение положения дел в Прибалтийском крае и его отношений к России и позже занимало Самарина и вызвало целый ряд исследований, напечатанных им за границей под заглавием «Окраины России» (5 вып., Берлин , 1868—1876). В числе их имеются и ценные исторические исследования — например, очерк крестьянского вопроса в Лифляндии , но главным образом они посвящены задачам русской политики на окраинах.
В конце 1849 года Самарин был отправлен, в качестве чиновника особых поручений при министре, в Киев и через год назначен правителем канцелярии киевского генерал-губернатора Д. Г. Бибикова . В 1853 году вышел в отставку.
После смерти отца, получив управление имениями, изучал хозяйства в Тульской и в Самарской губерниях; жил в них летом, проводя зимы в Москве. Изучая быт и хозяйственное положение крестьян, он пришёл к убеждению в необходимости отмены крепостного права и приступил к составлению записки «О крепостном состоянии и о переходе из него к гражданской свободе», которая была окончена только в 1856 году и в сокращенном виде напечатана в журнале «Сельское благоустройство». С 1856 года Самарин принимал деятельное участие в издании «Русской беседы» ; для первых двух книг журнала он написал статьи «О народности в науке» и «О народном образовании». Однако главными в это время стали его статьи о сельской общине и исследование «Упразднение крепостного права и устройство отношений между помещиками и крестьянами в Пруссии».
В период Великих реформ
С началом крестьянской реформы и созданием губернских комитетов по разработке Положения об улучшении быта крестьян, Самарин получил 25 июня 1858 года приглашение вступить в Самарский губернский комитет в качестве члена от правительства. Им был составлен собственный проект Положения, который кроме него поддержали ещё только 4 члена комитета. В нём, в частности, он отмечал, что крепостное право следует упразднять постепенно, с «соблюдением благоразумной осторожности». Самарин полагал, что землю, которой пользуются крестьяне, необходимо отдать на правах собственности крестьянам, а помещику компенсировать передачу земли особым «вознаграждением», которое может быть двояким: 1) постоянной, непрерывной рентой за землю (Самарин определяет её в 6 %); 2) единовременным выкупом или уплатой всей капиталистической стоимости земли, причем право пользования, в таком случае, «превращается в право собственности, а право собственности прежнего вотчинника прекращается» . В 1859 году он был приглашён к участию в трудах редакционных комиссий , где работал в административном и хозяйственном отделениях.
После выхода Ю. Ф. Самарин в течение двух лет принимал участие, в качестве члена от правительства, в Самарском «Губернском по крестьянским делам присутствии». Приехав в Москву в июне 1863 года, он предполагал отправиться за границу, чтобы поправить здоровье, расшатанное усиленными, 5-летними трудами по крестьянскому вопросу. Однако, по просьбе Н. А. Милютина он согласился принять участие в комиссии, которой было поручено изучить крестьянский вопрос в Царстве Польском . Вместе с Н. А. Милютиным и князем В. А. Черкасским Самарин выработал проект «Положения об устройстве сельских гмин и крестьянского быта в Царстве Польском», которое 19 февраля 1864 года было Высочайше утверждено.
С введением земского и городского самоуправления труды Самарина разделились между народными школами, которыми он усердно занимался у себя в деревне, и занятиями по земским и городским делам в Москве . Не будучи реформатором, который желал бы подчинить течение жизни какому-либо отвлеченному принципу, Самарин был, по выражению А. Д. Градовского , «человеком реформы», то есть горячим защитником того, что приобретено русским обществом с 1861 года. Требуя для России самобытного развития, он боялся ломки народного быта, преждевременного искажения его коренных начал, но в то же время всеми силами защищал те нововведения, которые вносили свет в русское общество, хотя бы основная их мысль и была заимствована из-за границы. «Неисправимый славянофил» (по его собственным словам), Самарин высоко ценил западную цивилизацию. В земском самоуправлении, в зачатках свободного печатного слова, в новом суде он видел условия, способные поднять наш народный дух, сообщить нашей государственной и общественной жизни более национальный характер. Вот почему он восставал против наших «охранителей», поставивших себе целью запугать правительство и подвигнуть его на ломку всего, созданного в эпоху великих реформ". Самарин, продолжая традиции старших славянофилов, являлся сторонником «народной» монархии, наиболее ярко выраженной в допетровскую эпоху .
С уничтожающею иронией осмеял он этих «охранителей» в своем ответе (изданном за границей в 1875 году) генералу Фадееву , автору книги «Чем нам быть», доказывая, что мнимое «охранение» желает идти путём чисто революционной ломки во имя отвлеченного принципа. Этот ответ является одним из замечательнейших полемических сочинений в русской литературе. С ещё большим блеском полемический талант Самарина сказался в письмах о иезуитах, появившихся в 1865 году сначала в «Дне», потом отдельной книгой и выдержавших два издания (« Иезуиты и их отношения к России», 2 изд., СПб., 1868; есть польск. перевод). По глубине анализа и силе негодующего чувства письма Самарина могут быть сравнимы с « Письмами к провинциалу » Паскаля .
Самарин разбирает систему авторитетного иезуита-казуиста Германа Бузенбаума , сравнительно умеренного в своих выводах, и на частных правилах иезуитской нравственности выясняет всю её безнравственность. Вызван был этот трактат Самарина письмом русского иезуита Мартынова , который по поводу приезда в Петербург иезуита-проповедника выступил с защитою своего ордена и вызывал на полемику. Когда перчатку поднял Самарин, иезуиты предпочли воздержаться от дальнейшей полемики. По словам К. Д. Кавелина , «ни огромные знания, ни замечательный ум, ни заслуги, ни великий писательский талант не выдвинули бы так вперед замечательную личность Самарина, если бы к ним не присоединились два несравненных и у нас, к сожалению, очень редких качества: непреклонное убеждение и цельный нравственный характер, не допускавший никаких сделок с совестью, чего бы это ни стоило и чем бы это ни грозило» [ источник не указан 4513 дней ] .
Чуждый властолюбия и честолюбия, Самарин отличался широкою терпимостью к чужим мнениям: чувства дружбы соединяли этого бойца славянофильской идеи с К. Д. Кавелиным , ветераном западничества, с которым он расходился и по вопросам чисто теоретическим (возражения Самарина на «Задачи психологии» Кавелина). Возвышенным характером Самарина объясняется и громадный авторитет, каким он пользовался во всех слоях общества, что особенно ярко сказалось в начале 1870-х годов, при обсуждении в земских собраниях податной реформы: земства многих губерний обращались по этому вопросу к нему за советами.
Почетный член Московского университета (1868) .
В 1866—1876 годах был гласным Московской городской думы .
В качестве председателя комиссии, избранной московским земством для обсуждения податного вопроса, Самарин составил подробный, тщательно разработанный проект податной реформы в смысле уравнения всех сословий. В связи с этой работой Самарина стоит его статья о финансовых реформах в Пруссии в начале XIX ст. (в «Сборнике государственных знаний» Безобразова, т. VI). «Сочинения» Самарина (т. I—X , М., 1877-96) издавались его братом Д. Ф. Самариным.
Скончался в Берлине 19 ( 31 ) марта 1876 года от заражения крови после небольшой операции на руке. Был похоронен в Даниловом монастыре в Москве, в советский период при ликвидации некрополя могила была уничтожена.
Сочинения
- Сочинения Ю. Ф. Самарина Том 1 Статьи разного содержания и по польскому вопросу — 1877 г.
- Сочинения Ю. Ф. Самарина Том 3 Крестьянское дело с 20 ноября 1857 по июнь 1859 года — 1885 г.
- Самарин Ю. Ф. — Типография «Грачева и К».— 1870.
- Самарин Ю. Ф. / Сборник статей. — М. : Институт русской цивилизации, 2008. — (Серия: Русская цивилизация) — 720 c. — ISBN 978-5-902725-14-5
- Самарин Ю. Ф.: Préface aux oeuvres théologiques de A. S. Khomiakov . (In: Unam Sanctam 7). — Paris , 1939 . — 95 p.
- Самарин Ю. Ф. — 1877—1898
- «Я любил Вас любовью брата…»: Переписка Ю. Ф. Самарина и баронессы Э. Ф. Раден / Отв. ред. О. Л. Фетисенко. — СПб. : Владимир Даль, 2015. — 448 с.
- Переписка И. С. Аксакова и Ю. Ф. Самарина / Изд. подгот. Т. Ф. Пирожкова, О. Л. Фетисенко, В. Ю. Шведов. — СПб. : Издательство «Пушкинский Дом», 2016. — 710 с.
Примечания
- ЦГИА СПб. Ф. 19. — Оп. 124. — Д. 640. — С. 174. Метрические книги Придворной церкви.
- Проект Ю. Ф. Самарина // Конец крепостничества в России. Документы, письма, мемуары, статьи. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 95—97.
- Груздева О. В. от 21 августа 2008 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 12 ноября 2016. 13 ноября 2016 года.
- Быков В. Н. // Московский журнал . — 2009. — № 2—3 . 4 марта 2016 года.
- ЦГИА СПб. Ф. 19. — Оп. 123. — Д. 32.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1900. — Т. XXVIIIa. — С. 176—177.
- Самарин Д. Ф. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1904. — Т. 18: Сабанеев — Смыслов. — С. 133—146.
- Сербиненко В. В. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Кавелин К. Д. . — СПб.: тип. М. Стасюлевича, 1876. — 8 с.
- Градовский А. Д. В память Ю. Ф. Самарине. — СПб., 1876.
- Колубовский Я. Н. Материалы для истории философии в России // «Вопросы философии и психологии». — 1891.
- Пивоваров Ю. С. // Мир России. Социология. Этнология. — 1995. — № 1 (4) . — С. 181-212 .
- Цыганков Д. А. САМАРИН Юрий Фёдорович // А. Ю. Андреев , Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 637—638 . — ISBN 978-5-8243-1429-8 .
- Ефименко М. Н. В мужиках же только барин Юрий Фёдорович Самарин // Великие реформы 1860—1870-х годов и аграрная Россия. Cборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2011. — С. 70-73.
- Бобринёв К. С. Национальный вопрос в работах славянофила Ю. Ф. Самарина. — М. : ЛитРес: Самиздат. — 103 с. — ISBN 978-5-532-08709-5 .
- Итальянские древности и новости в эпистолярных откликах Ю. Ф. Самарина // Русско-византийский вестник. 2020. — № 1 (3). — С. 177—190.
Ссылки
- 2021-05-13
- 2