Interested Article - Патинир, Иоахим

Иоахим Патини́р , Патени́р ( нидерл. Patinir, Patinier, Patenier ; около 1480, Динан в провинции Намюр , Валлония , Бельгия 5 октября 1524 , Антверпен , Бельгия) — фламандский живописец , один из основоположников европейской пейзажной живописи.

Биография

Родился в Динане , в окрестностях Намюра . О его жизни известно немного. В 1515 году Патинир вступил в Гильдию Святого Луки Антверпена . В 1521 году познакомился с Альбрехтом Дюрером , который в этом время путешествовал по Нидерландам . Нет точных данных о том, где и у кого учился Патинир, но совершенно ясно, что он прекрасно знал работы более ранних мастеров и поддерживал отношения со своими современниками, в том числе Герардом Давидом , Иеронимом Босхом и Дюрером . Патиниру приписывают значительное количество пейзажей .

Художник умер в Антверпене 5 октября 1524 года .

Творчество

Хотя пейзажу во фламандской живописи уделялось большое внимание и в творчестве более ранних художников, таких как Ян ван Эйк , Петрус Кристус , Дирк Баутс или Хуго ван дер Гус , именно Патинир считается первым фламандским пейзажистом и вообще первым художником, специализировавшимся в этом жанре ; он во многих случаях даже специально оставлял работу над фигурами другим мастерам, как это было в « Пейзаже с искушением святого Антония », Прадо, Мадрид . В живописи Патинира акцентировка повествовательных элементов традиционно характерная для первого плана картины, охватывает и фон, благодаря чему внимание к природе и далёким горизонтам приобретает новое значение . А его новаторское отображение атмосферных эффектов в цветовом спектре от чистейшей лазури до ослепительного белого сияния горизонта свидетельствует об особом интересе художника к особенностям живого, реального пейзажа .

Как и в случае Босха, некоторые картины Патинира были рассчитаны на определённый тип заказчика и заключали в себе гуманистические идеи, как, например, « Переправа через Стикс » (1520—24) . Такие работы выходили за рамки общепринятых религиозных или социальных ценностей, и их приобретали эрудированные коллекционеры с современными вкусами, такие, как Лукас Рем — негоциант-космополит, связанный с банкирским домом Фуггеров . Спрос на такие произведения можно было найти в Антверпене — одном из крупнейших центров культуры и искусства северной Европы, и Патинир с 1515 года состоял в антверпенской гильдии художников. Филипп II старался приобрести все картины Патинира, какие только мог, в том числе входившие в коллекцию Фелипе Гевары (которые утеряны), и те, которые ныне представлены в Прадо .

Оценка творчества

, испанский гуманист XVI в. и знаток фламандской живописи, в своих «Комментариях о живописи» (ок. 1560) сравнивал Иоахима Патинира с Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом , что говорит о высоком авторитете этого художника в ту эпоху . Альбрехт Дюрер также был лично знаком с Патиниром и отзывался о нём как о «хорошем пейзажисте» в своих путёвых заметках .

Известные картины

Галерея

Примечания

  1. , с. 145.
  2. , с. 332.

Литература

  • Мировое искусство (Мастера Северного Возрождения) / Сост. И. Г. Мосин. — Санкт-Петербург: «ООО СЗКЄО «Кристалл», 2006. — С. 145—147. — 176 с. — ISBN 5-9603-0038-9 .
  • Национальный музей Прадо. Путеводитель по Прадо = Museo Nacional del Prado . — Издание 6-е, исправленное. — Мадрид: Museo Nacional del Prado , 2019. — С. 333. — 477 с. — ISBN 978-84-8480-352-2 .

Ссылки

Источник —

Same as Патинир, Иоахим