Крамерс, Хендрик Антони
- 1 year ago
- 0
- 0
Хе́ндрик Френс Фе́рвурд ( африк. Hendrik Frensch Verwoerd ; 8 сентября 1901 , Амстердам — 6 сентября 1966 , Кейптаун ) — южноафриканский политик и государственный деятель, 7-й премьер-министр Южной Африки с 1958 по 1966 год. Был известен как правоавторитарный лидер, африканерский националист и активный антикоммунист . Жёстко отстаивал принцип правления белой общины , известен как «архитектор апартеида ». Возглавлял южноафриканское правительство в 1961 году, при реализации « африканерской мечты» — провозглашении независимой ЮАР . Убит на заседании парламента ЮАР.
Хендрик Фервурд родился в 1901 году в Амстердаме , в семье Виллема Йоханнеса Фервурда и его супруги Анье Стирк. Отец будущего премьера был глубоко верующим протестантом , прихожанином Нидерландской реформатской церкви . Кроме Хендрика, в семье было ещё двое детей — старший сын Лендерт и младшая дочь Хендрика Йоханна Лукреция (в семье её называли Люси) .
В 1903 году Фервурды, из солидарности с бурами , переехали в Южную Африку. Начальное образование Хендрик получил в лютеранской школе , пригорода Кейптауна . В конце 1912 года семья перебралась в Булавайо , Южная Родезия , где Виллем Фервурд служил младшим проповедником в реформатской церкви, а Хендрик поступил в . В школе будущий премьер показал себя способным учеником, особенно проявив себя в изучении английской литературы : по этому предмету он получил наивысший балл среди всех школьников Родезии. Кроме того, ему удалось получить престижную стипендию имени Альфреда Бейта .
В 1917 году отец Хендрика был назначен священником в , Оранжевое Свободное Государство , после чего семья Фервурдов вернулась в Южную Африку. В феврале 1919 года Хендрик Фервурд сдал экзамены на аттестат зрелости, получив наивысший балл среди школьников Оранжевого Свободного Государства и заняв пятое место среди школьников всего ЮАС .
Получив аттестат, Фервурд поступил в Стелленбосский университет , где изучал богословие. Считался блестящим студентом, отличался незаурядной памятью. Активно участвовал в студенческой жизни — был членом клуба дебатов, занимался пешим туризмом, играл в любительских театральных постановках. В 1921 году окончил университет с отличием, после чего попытался поступить в теологическую школу, однако отозвал своё заявление и поступил в магистратуру того же университета. В магистратуре изучал философию и психологию, состоял в студенческом совете (с 1923 года был его председателем). В студсовете познакомился с , которая вскоре стала его невестой. В 1924 году получил докторскую степень, защитив диссертацию на тему «Процессы мышления и проблема ценностей» .
В 1925 году Хендрик Фервурд выехал в Европу для продолжения научной деятельности. После краткого пребывания в Оксфордском университете будущий премьер, отказавшийся от стипендии фонда имени Эйба Бейли для дальнейшего обучения в Оксфорде, переехал в Германию , где изучал психологию в Гамбургском , Берлинском и Лейпцигском университетах. Его научными руководителями были Уильям Штерн (Гамбург), Вольфганг Кёлер и (Берлин), а также Феликс Крюгер (Лейпциг). По результатам своих германских исследований Фервурд опубликовал ряд социально-психологических работ, в которых подчёркивал, что расовые различия порождаются не биологическими факторами, а социальными условиями. Ряд учёных писали о том, что Фервурд изучал в Германии не только психологию, но и евгенику , а также о том, что идеология нацизма оказала большое влияние на проводимую им впоследствии политику апартеида . Эти утверждения, в особенности последнее, спорны. Немецкий историк, автор ряда работ об апартеиде пишет, что Фервурд был знаком с евгеникой, однако держался в стороне от евгенических и расистских теорий .
В 1927 году Бетси Схумби переехала к Фервурду в Гамбург, вскоре они поженились. В том же году новоиспечённая семья Фервурдов переехала сначала в Великобританию, а затем в США, где Хендрик продолжил научные изыскания. В одном из трудов Фервурда, написанном в этот период, делается вывод о том, что между расовыми группами нет биологических различий: «это (расовые различия) не было причиной того, что белые построили более развитую цивилизацию» ( англ. this was not really a factor in the development of a higher social civilisation by the Caucasians ) .
Вернувшись в 1928 году в ЮАС , Фервурд был назначен на кафедру прикладной психологии Стелленбосского университета. В 1934 году получил звание профессора социологии и социальной работы. В этот период стал известен как убеждённый сторонник идеи расовой сегрегации и социального доминирования белых южноафриканцев . Выступал против британского колониального правления, за создание независимой африканерской республики . Не будучи этническим буром , проникся бурскими традициями, культурой и идеологией африканерского национализма . Был активным членом Национальной партии (НП), после её раскола в 1934 году вошёл в (ОНП) Даниеля Франсуа Малана , а в 1939 году — в (ВНП), созданную объединением ОНП и части членов . Также входил в тайное общество Брудербонд .
В период Великой депрессии и первые послекризисные годы Хендрик Фервурд вёл активную организационно-пропагандистскую работу в среде белого рабочего класса. Организовывал конференции по проблемам белого пролетариата в Южной Африке, создавал благотворительные структуры. В 1937 году стал первым главным редактором близкой к Национальной партии газеты . Это издание стало рупором африканерского национализма. В нём публиковались программные материалы, выдержанные в духе бурского национал- республиканизма и антибританского популизма . .
В 1936 году Фервурд, наряду с другими профессорами Стелленбосского университета, выступил против иммиграции в ЮАС евреев , бежавших от нацистского режима . Во время Второй мировой войны проявлял симпатии к Третьему рейху как антибританской силе . Это ужесточило давний конфликт между африканерскими политическими активистами и англоязычным населением Южной Африки. Англоязычная пресса обвиняла Фервурда в пронацистской пропаганде, суд признал обвинения обоснованными .
с небольшим перевесом выиграли африканерские националисты — Восстановленная Национальная партия Д. Ф. Малана и вошедшая в коалицию в ВНП (АП) Николаса Хавенги . Премьер-министром коалиционного (а с 1951 года, когда АП и ВНП объединились — однопартийного) правительства стал Малан. После этих выборов началось формирование системы апартеида , основанной на доктринальных установках Брудербонда .
В том же 1948 году Хендрик Фервурд был избран в . В 1950 году он вошёл в кабинет доктора Малана в качестве министра по делам коренных народов. Уже тогда Фервурда начали называть «архитектором апартеида», так как по его инициативе был принят целый ряд законов, ограничивавших права небелого населения . Именно по инициативе Фервурда в 1950 году был принят фундаментальный акт апартеида — , в соответствии с которым каждый житель Южной Африки регистрировался в специальном Бюро расовой классификации как представитель одной из трёх (впоследствии четырёх) расовых групп — белые, чёрные , цветные (впоследствии также индийцы ). Политические права, социальные статусы, экономические возможности напрямую зависели от положения в расовой иерархии, вершину которой занимали белые, промежуточное положение — цветные и индийцы, низы — чёрное большинство. В 1952 году министр Фервурд провёл , жёстко ограничивавший чернокожих в свободе передвижения, а в — , который конституировал расовую сегрегацию общественных помещений, служб и транспорта. Наконец, Фервурд стал автором ещё одного ключевого акта апартеида — Закона об образовании банту , жёстко ограничившего право чернокожих жителей ЮАС на образование. По признанию самого Фервурда, чернокожие не нуждались в образовании большем, чем необходимо для работы неквалифицированным рабочим, для чего и был принят этот закон. .
В то же время Фервурд обосновывал политику апартеида уважением к традициям всех расово-этнических групп, предоставлением возможностей автономного развития. Характеризовал апартеид как «политику добрососедства». Будучи министром по делам коренных народов, укреплял власть чернокожих племенных вождей, оказывая им государственное покровительство .
После отставки Малана в 1954 году Фервурд сохранил свой пост в новом кабинете Йоханнеса Стрейдома .
24 августа 1958 года скончался премьер-министр Йоханнес Стрейдом. Спустя неделю с небольшим парламент утвердил во главе правительства Хендрика Фервурда, который стал первым и единственным южноафриканским премьером, родившимся вне Южной Африки. Незадолго до того Фервурд был избран лидером Национальной партии, победив Теофилуса Дёнгеса и Чарльза Роббертса Сварта . Его приход к власти был воспринят как ужесточение апартеидных порядков.
Современникам Герцога и Смэтса казалось, что расистский террор превосходит всё представимое. Но на их место пришёл Малан со своей политикой апартеида, затем Стрейдом, который считал Малана чуть ли не либералом, а после него Фервурд, даже в кабинете Стрейдома прослывший экстремистом .
Ко времени прихода к власти Фервурда в Национальной партии существовало два основных течения: сторонники (экономического превосходства белых) и так называемые «пуристы». Первая фракция выступала за расовую сегрегацию в экономике, при которой африканеры составляли бы правящий класс, а чернокожие — дешёвую рабочую силу. Они были против предоставления любой автономии чернокожим, опасаясь, что это лишит ЮАС рабочих рук и плохо скажется на экономике. В отличие от «баскаповцев», «пуристы» выступали за территориальное разделение белой и чёрной общин — создание резерваций для чернокожих с предоставлением им самоуправления, а в перспективе — и независимости. Новый премьер занимал промежуточную позицию: по большинству вопросов он симпатизировал «пуристам», однако допускал использование труда чернокожих .
Во время премьерства Фервурда были приняты следующие основные законодательные акты, создавшие в ЮАС систему резерваций для чернокожих — бантустанов , а также укрепившие расовую сегрегацию в учебных заведениях:
Принцип расовой сегрегации последовательно реализовывался на практике. Так, в 1959 году началось принудительное расселение йоханнесбургского района , отличавшегося многорасовым составом населения. ( Гангстерские группировки чернокожей молодёжи Софиятауна, прежде всего Vultures Дона Маттеры активно сопротивлялись апартеидным порядкам, вплоть до вооружённых нападений на полицию .)
Важной вехой истории Южной Африки стал расстрел в Шарпевиле 21 марта 1960 года — подавление протеста негритянского населения против пропускной системы. Премьер Фервурд проводил жёсткий репрессивный курс в отношении радикальных африканских движений — АНК , , а также Южноафриканской компартии . Лидеры и активисты этих организаций арестовывались или вынуждались к эмиграции. В 1962 году был арестован Нельсон Мандела и в 1964 году приговорён к пожизненному заключению. Карательная политика Фервурда дала эффект — с середины 1960-х по середину 1970-х крупных волнений в ЮАР не отмечалось.
5 октября 1960 года среди белого населения ЮАС был проведён референдум с вопросом о переходе от Союза (британского доминиона) к независимой Республике. 52 % участников высказались за Республику. 31 мая 1961 года была провозглашена независимость ЮАР . Хендрик Фервурд воспринимался как основатель африканерского государства, возродивший бурские республики .
Период премьерства Фервурда был отмечен экономическим подъёмом Южной Африки. Ежегодный прирост ВВП достигал 7,5 % . ЮАР единственная на Африканском континенте относилась экспертами ООН к категории развитых стран . Повышение уровня жизни коснулась и чернокожего населения , но в меньшей степени, чем белой общины.
Международное положение ЮАР было сложным. Законы апартеида спровоцировали международный бойкот и санкции ООН. Южная Африка была исключена из Британского Содружества , не допускалась в международные организации, находилась вне Олимпийского движения . Экономическое сотрудничество с ЮАР подвергалось резкой критике. Однако Фервурд неуклонно проводил свой курс. Требования отмены апартеида он считал либо происками коммунистов , либо эгоистическими расчётами Запада укрепить своё влияние в Третьем мире . В речи 31 мая 1966 года, посвящённой пятилетию ЮАР, Фервурд обращался к образам «осаждённой крепости», говорил о подвиге бурских мужчин и женщин, политой кровью земле, борьбе во имя южноафриканских идеалов.
Хендрик Фервурд пользовался большой популярностью среди бурских фермеров и рабочих. Зато крайнюю неприязнь, вплоть до ненависти, испытывала к Фервурду англоязычная либеральная интеллигенция. «Дьявольской личностью» считала Фервурда белая правозащитница Хелен Сазман , на которую Питер Бота возлагал моральную ответственность за убийство премьера .
9 апреля 1960 года премьер Фервурд открывал экспозицию в Витватерсранде в ознаменование юбилейной даты Южно-Африканского Союза. Преуспевающий белый фермер из провинции Наталь дважды выстрелил в него. Одна пуля пробила его щёку, вторая — правое ухо. Президент Витватерсрандского сельскохозяйственного общества полковник Харрисон выбил пистолет из рук стрелявшего, после чего Пратта арестовали. Дэвид Пратт заявил, что «стрелял в воплощение апартеида». Он был признан невменяемым (его психологическое состояние и биография давали на то основания ) и помещён в Блумфонтейнскую психиатрическую больницу, где повесился 1 октября 1961 .
Второе покушение было успешным. 6 сентября 1966 года в 14:15 в кейптаунское здание парламента ЮАР вошёл курьер Димитрис Цафендас , южноафриканец греко-португальско-мозамбикского происхождения. Подойдя к Фервурду, он нанёс премьеру четыре профессионально поставленных ножевых удара в шею и грудь . Хендрик Фервурд скончался на месте.
Димитрис Цафендас, подобно Дэвиду Пратту, был психически неуравновешенной личностью. В молодости член компартии, он состоял в протестантской секте и мотивировал убийство «недостаточной заботой Фервурда о белых» и тем, что зарезать главу правительства приказал ему большой червь, поселившийся в его желудке . Цафендас был помещён в тюрьму Претории , через 28 лет переведён в психиатрическую больницу близ Крюгерсдорпа , где и скончался 7 октября 1999 года.
На похороны Фервурда 10 сентября 1966 года пришло около четверти миллиона человек . Похоронен на Аллее героев у Юнион билдинг в Претории . В его честь были названы многочисленные населённые пункты, автомагистрали, аэропорт в Порт-Элизабет (переименован в аэропорт Порт-Элизабет), плотина во Фри-Стейт (переименована в Gariep Dam ), город Фервурдбург (переименован в ). После демонтажа апартеида в 1990-х большинство этих объектов переименовано.
Правительства АНК попытались стереть память об «архитекторе апартеида». Чёрное большинство населения ЮАР относится к Фервурду негативно . Однако многие белые южноафриканцы почитают его и считают времена правления Фервурда «золотым веком ЮАР» . В городе Орания ( Северо-Капская провинция ) — бурском поселении, созданном по целенаправленному проекту африканерских националистов — есть музей Фервурда. Музей находится в доме, где последние годы своей жизни жила его вдова Бетси. В самой Орании Фервурду установлен памятник, его имя носит школа .
При опросе 2004 года Хендрик Фервурд занял 19-е место в перечне «100 великих южноафриканцев», что было расценено как «шокирующий результат» .
Среди личностных качеств Хендрика Фервурда важнейшее место занимала неизбывная самоуверенность, неколебимая убеждённость в своей правоте, жёсткое упорство в реализации своих взглядов и достижении целей.
Я никогда не испытывал докучливых сомнений по поводу того, прав я или нет.
Хендрик Фервурд
27 января 1927 года в Гамбурге Хендрик Фервурд женился на Бетси Схумби. В браке имел семерых детей. Дочь Анна стала женой профессора-теолога Карла Бошоффа — председателя Брудербонда в начале 1980-х, основателя бурской Орании в 1990 году.