Interested Article - Джьотиша

Джьотиша

Джьотиш(а) ( санскр. ज्योतिष IAST : jyotiṣa — «астрономия, астрология» от IAST : jyotis — «свет, небесное светило» ) — астрология индуизма . Также называется индийской астрологией или ведической астрологией .

Разделы

По традиции подразделяется на три ветви :

  • Сиддханта — традиционная индийская астрономия .
  • Самхита , также называемая Медини Джьотиша ( мунданная астрология ) — предсказание важных событий в стране на основе анализа астрологической динамики её гороскопа , а также всеобщие события, как, например, война, землетрясение, политические перемены, финансовые показатели, элективная астрология .
  • Хора хорарная астрология , основанная на анализе гороскопа, построенного на момент возникновения вопроса.

Последние две являются частью предсказательной астрологии ( Пхалита ). Поэтому в целом индийская астрология подразделяется на две ветви Ганита (Сиддханта) и Пхалита (Самхита и Хора).

Особенности

Основание джьотиши — бандху. Это понятие встречается в Ведах и означает связь между микрокосмом и макрокосмом. На практике джьотиша основывается на сидерическом зодиаке , который отличен от тропического , используемого в западной астрологии . В джьотише делается коррекция в связи с прецессией точки весеннего равноденствия . Например, авторы Сурья-сиддханты , а также астроном Ариабхата и астролог Варахамихира , использовали сидерическую Айанамшу на основе звезды Ревати (ζ Piscium) . Однако в Хора Ратне 434, которая была написана 800-1000 лет назад, утверждается, что в Индии, наряду со сторонниками сидерического Зодиака, также были и сторонники тропического Зодиака . Возможно это было связано с тем, что Зодиак описан в Пуранах и Рамаяне как тропический . Джьотиша включает несколько подсистем интерпретации и предсказания с некоторыми элементами, которые отсутствуют в западной астрологии, например, система лунных стоянок . В Индии используют два стиля гороскопа: южный и северный.

Североиндийский гороскоп
Южноиндийский гороскоп

Астрология имеет важное значение в жизни индуистов. В индийской культуре новорождённым по традиции дают имя, основанное на их гороскопах, а понятия и идеи джьотиши глубоко проникли в систему календарей и праздников, также как и в другие области жизни. Например, джьотиша используется при принятии решения о бракосочетании, открытии нового бизнеса или переезде в новое жилище. Астрология даже сохраняет свою позицию среди «традиционных наук» в современной Индии . После спорного решения Высшего Суда штата Андхра-Прадеш (2001) некоторые индийские университеты стали предлагать учёную степень по ведической астрологии , однако введение курса джьотиши в университетах вызвало резкую реакцию научного сообщества Индии, выразившего протест против попыток придания научного статуса псевдонауке .

Зодиакальная гороскопия находится только в текстах категории Смрити . В текстах категории Шрути находится исключительно астрология Накшатр , без Зодиака . Двенадцать ведийских солнечных месяцев, в Шрути , не имеют зодиакальных ассоциаций . Однако Наваграха в Шрути упоминается .

История

Термин джьотиша как одна из Веданг (шести вспомогательных дисциплин ведийской религии ) используется в « Мундака-упанишаде » и поэтому, вероятно, датируется временами Маурьев . « Веданга-джьотиша » была записана Лагадхой и содержала правила отслеживания движения солнца и луны .

Документированная история джьотиши берёт начало с взаимодействия индийской и эллинской культур во время индо-греческого периода. Самые древние сохранившиеся трактаты, такие как «Явана-джатака» или «Брихат-самхита», датируются первыми веками нашей эры. Самый древний астрологический трактат на санскрите «Явана-джатака» («Высказывания греков») — это стихотворное переложение, выполненное Спхуджидхваджей в 269 — 290 годах, являющееся переводом ныне утерянного греческого трактата греко-индийского астролога Яванешвары (II в.) .

Первые известные авторы, которые писали трактаты по астрономии, появились в V веке н. э. , когда начался классический период индийской астрономии. Кроме теорий Арьябхаты , изложенных в «Арьябхатии» и утерянной «Арья-сиддханте», существует также «Панча-сиддхантика» Вараха Михиры .

Основные тексты, на которые опирается современная индийская астрология, это компиляции раннего Средневековья .

В основном опирается на «Брихат Парашара Хора Шастру»‎, как на наиболее полно сохранившийся хорарный текст, якобы одного из самих легендарных Риши . «Хора-шастра» состоит из 71 главы. Первая её часть (главы 1-51) датируется VII веком и началом VIII-го , а вторая (главы 52-71) — концом VIII века . Английские переводы этой книги были опубликованы Н. Н. Кришнарау и В. Б. Чудхари в 1963 и 1961 годах соответственно.

А также опирается на иные, сохранившиеся лишь частично, неисторические тексты: «Гарга Хору»‎, «Бхригу Сутры»‎, «Шива Джатаку»‎, «Гаури Джатаку»‎, «Джйотишарнава Наванитам»‎, «Бхригу Самхиту»‎, «Равана Самхиту»‎, «Ломаша Самхиту»‎, «Васиштха Самхиту»‎, «Нарада Самхиту»‎, «Кашьяпа Самхиту»‎.

И на множество астрологических текстов от простых индийских средневековых авторов, такие как «Саравали»‎, датируется около 800 года .

В целом хронология возникновения основных текстов зодиакального джьотиша следующая:

• «Явана Джатака»‎ - 3 век н.э.

• «Сатья Джатака» - 3 век н.э.

• «Брихат Джатака»‎ - 6 век н.э.

• «Шатпанчашика» - 6 век н.э.

• «Брихат Парашара Хора Шастра»‎ - 8 век н.э.

• «Саравали»‎ - 8 век н.э.

• «Бхагавата Пурана» (глава с гороскопом Кришны) - 9 век н.э.

• «Гаруда Пурана» (астрологические главы) - 10 век н.э.

• «Агни Пурана» (астрологические главы) - 11 век н.э.

• «Сарвартха Чинтамани»‎ - 13 век н.э.

• «Пхаладипика»‎ - 13 век н.э.

• «Хора Сара»‎ - 14 век н.э.

• «Чаматкара Чинтамани»‎ - 14 век н.э.

• «Джатака Париджата»‎ - 15 век н.э.

• «Джатака Бхаранам»‎ - 15 век н.э.

• «Хора Ратнам»‎ - 15 век н.э.

• «Кхаманикья» (глава с гороскопом Кришны) - 15 век н.э.

• «Нарада Пурана» (астрологические главы) - 16 век н.э.

• «Саптариши Нади» - 16 век н.э.

• «Уттара Каламрита»‎ - 17 век н.э.

• «Прашна Марга»‎ - 17 век н.э.

• «Дэва Кералам» - 17 век н.э.

• «Джаймини Сутры»‎ - 18 век н.э.

• «Лал Китаб» - 19 век н.э.

В критических изданиях Рамаяны и Хариванши исключены гороскопы Рамы и Кришны , как одни из поздних интерполяций .

Развитие астрологии в Индии было важным фактором в развитии астрономии раннего Средневековья .

В современной Индии

Дэвид Пингри отмечает, что джьотиша и аюрведа — это две традиционные дисциплины, которые лучше всех выжили в современной Индии, хотя обе были трансформированы под влиянием Запада .

В начале 2000-х джьотиша стала предметом политической борьбы между представителями религии и академического сообщества. Комиссия по университетским грантам и Министерство по развитию человеческих ресурсов решили ввести курс «ведической астрологии» ( IAST : jyotir vijñāna ) в индийских университетах , подкрепляя это решением Высшего суда штата Андхра-Прадеш , несмотря на широкие протесты от научного сообщества Индии и индийских учёных, работающих за рубежом , и извещение от Высшего Суда Индии, что это скачок назад, подрывающий научное доверие, которое заработала страна к этому времени . Высший суд индийского мегаполиса Мумбаи в 2011 году отклонил требование запретить рекламу астрологии, заключив, что она является «уважаемой наукой», практикуемой 4 тыс. лет, и не подпадает под действие закона 1954 года , запрещающего публично выступать с ложными прогнозами . В настоящее время несколько индийских университетов предлагают учёные степени в джьотише . Ряд исследований в Индии показал неэффективность предсказаний индийских астрологов .

См. также

Примечания

  1. от 15 июня 2020 на Wayback Machine (англ.)
  2. от 15 июня 2020 на Wayback Machine (англ.)
  3. Asoke Chatterjee Piṅgalacchandaḥsūtra: a study. — University of Calcutta , 1987. от 2 марта 2016 на Wayback Machine
  4. Ведическая космография и астрономия. Томпсон Ричард Л. Москва, "Философская Книга", 2016. Стр. 38-41, 164, 178, 252, 328, 332-346
  5. Бхагавата Пурана 5.21.3-5, Вишну Пурана 2.8.28-31; 67-68
  6. . Madhivanan
  7. Пингри Д., Гилберт Р. «Astrology; Astrology In India; Astrology in modern times» // Encyclopedia Britannica , 2008
    «В таких странах, как Индия, где только небольшая интеллектуальная элита обучалась физике на Западе, астрология продолжает удерживать свои позиции среди наук»
  8. Rao M. Female foeticide: where do we go? // Oct-Dec2001-9(4) [1];
  9. от 14 января 2009 на Wayback Machine // Times of India , 3.09.2001. (англ.)
  10. от 10 декабря 2010 на Wayback Machine // Times of India (TNN, 5.12.2010)
  11. Jayaraman T. 28 июня 2009 года. // Frontline, Volume 18 — Issue 12, Jun. 09 — 22, 2001. (англ.)
  12. Komath M. // (англ.) , Vol. 96, No. 12, 25 june 2009 ( )
  13. By Dieter Koch
  14. Риг Веда II.54.19, VI.67.6, VII.81.2, VII.86.1, X.84.13, X.111.7, X.156.4, I.50.2, X.68.11, III.54.19, X.85.2; Яджур Веда Тайттирийя Самхита IV.4.10.1 3; Яджур Веда Катхака Самхита XXXIX.13; Яджур Веда Майтраяни Самхита II.13,20; Атхарва Веда XIX.7,2 5; Тайттирийя Брахмана I.5,III. 1.4 5; Шатапатха Брахмана II.1.2.1 11
  15. Nachum Dershowitz. Calendrical Calculations / Nachum Dershowitz, Edward M. Reingold. — Cambridge University Press , 2008. — P. 123–128. — ISBN 978-0-521-88540-9 .
  16. Атхарва Веда 19.9.7,10; Катхака Брахмана Самкалана 4; Наваграха Сукта
  17. Mc Evilley T. The shape of ancient thought: comparative studies in Greek and Indian philosophies. Allworth Communications, Inc., 2002. 732p. (Aesthetics Today Series) ISBN 1-58115-203-5 , ISBN 978-1-58115-203-6 . p.385: «Яванаджатака — это самый ранний из сохранившихся текстов на санскрите по астрологии»
  18. . Shyamasundara Dasa
  19. Gonda, J. : [ англ. ] . — P. 86.
  20. , p. 81.
  21. Pingree D. // (2002), P. 154
    «…the traditional Indian sciences that have survived best into the modem age are astrology and ayurveda»
  22. от 24 июля 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3913 дней]) // Indian Legislation
  23. от 7 февраля 2011 на Wayback Machine // The Times of India (Hetal Vyas, TNN, 3.02.2011)
  24. // ru.euronews.net ( ИТАР-ТАСС , 7.02.2011). от 13 февраля 2011 на Wayback Machine NEWSru.com , 8.02.2011
  25. См. напр. от 24 сентября 2010 на Wayback Machine (англ.)
  26. от 20 февраля 2015 на Wayback Machine (англ.)
  27. от 7 июля 2012 на Wayback Machine
  28. от 19 сентября 2010 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 11-05-2013 [3913 дней]) (англ.)
    «P.G. Diploma in Jyotish (one year) is also offered by the Department»
  29. Jayant V. Narlikar, Sudhakar Kunte, Narendra Dabholkar and Prakash Ghatpande // (англ.) , Vol. 96, No. 5, 10 March 2009. (англ.) (Дата обращения: 20 февраля 2015) ( от 20 февраля 2015 на Wayback Machine )
    Jayant V. Narlikar. (англ.) // Skeptical Inquirer. — March/April 2013. — Vol. 37.2 . 4 октября 2013 года.

Литература

Академическая литература

Энциклопедии
Статьи
  • (англ.) «Religion and State in India and Search for Rationality», (2002).
  • Pingree D. , Isis — Journal of The History of Science Society (1963), 229—246.
  • Pingree D. Jyotiḥśāstra: Astral and Mathematical Literature. — Wiesbaden: (нем.) , 1981. — 149 p. — (A history of Indian literature : Vol. 6: Scientific and technical literature: Pt. 3., Fasc. 4; J. Gonda (Ed.)). — ISBN 3-447-02165-9 .
  • Burgess E. «On the Origin of the Lunar Division of the Zodiac represented in the Nakshatra System of the Hindus», (англ.) (1866).
  • Whitney W. D. «On the Views of Biot and Weber Respecting the Relations of the Hindu and Chinese Systems of Asterisms»", (англ.) (1866).

Литература по ведической астрологии

  • Антон Михайлович Кузнецов. «9 Грах — 9 Сил жизни в Джйотише», Львов 2014 .
  • Махариши Парашара. «Брихат-Парашара-Хора-Шастра», Донецк 1999, .
  • Антон Кузнецов, Юлия Король. «Ведическая Нумерология и Тантра-Джйотиш», Хмельницкий 2020 .
  • Дхундхирадж. «Джатака-Бхаранам», Киев 2008 .
  • Антон Михайлович Кузнецов. «9 Грах — 9 Сил жизни в Джйотише», Хмельницкий 2016 .

Ссылки

  • (англ.)
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Джьотиша