Ручной фонарь
- 1 year ago
- 0
- 0
« Волше́бный фона́рь » ( лат. Laterna magica ; магический фонарь, фантаскоп, skioptikon, lampascope, туманные картины и др.) — проектор , распространённый в XVII — XX вв., XIX в. — в повсеместном обиходе. Является значимым этапом в истории развития кинематографа .
Волшебный фонарь является проекционным аппаратом и состоит из деревянного или металлического корпуса с отверстием для объектива, в корпусе размещён источник света: в XVII в. — свеча или лампада , позднее — электрическая лампа . Изображения, нанесенные на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецируются через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Источник света может быть усилен с помощью рефлектора (а позднее — и с помощью линзы ). Часто снабжён кожухом для обеспечения циркуляции воздуха. Фонари, использующие в качестве источника света масляную лампу, снабжались дымоходом . Оптический принцип ранних волшебных фонарей идентичен принципу камеры-обскура , позднее в них стали применять линзы и объективы , по мере изобретения последних. Таким образом, волшебный фонарь является прототипом большинства современных проекционных оптических устройств — диапроектора , эпидиаскопа , фотоувеличителя , кинопроектора и др..
Изобретение «волшебного фонаря» принадлежит, вероятно, голландскому учёному Христиану Гюйгенсу ; датский математик Thomas Walgensten впервые ввёл в обиход термин Laterna magica и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы.
Изначально волшебный фонарь служил для развлечения принцев и дворян . Однако вскоре он стал очень популярен среди простого населения.
Слишком большая популярность волшебного фонаря сделала его посмешищем в глазах многих людей. Теперь его показывают на улицах и развлекают им детей и народ.
В раннем периоде использования фонаря устроители представлений скрывали фонарь от глаз зрителей. Образы проецировались на клубы дыма , стены или экраны и имели небольшой формат, из-за слабых источников света . Часто демонстраторы использовали так называемые «оптические ящики» на колесах . Их стены были сделаны из прозрачной материи, на которой и показывали картинки.
Скрывая фонарь и проецируя образы на клубы дыма, демонстраторы добивались эффекта присутствия в затемнённом зале светящихся фантасмагорий (от греч. φάντασμα — призрак и ἀγορεύω — публично выступаю, ), что вызывало приступ страха у тогдашних зрителей и дало аппарату имя «фонарь ужаса» . Этому способствовало использование волшебных фонарей иезуитами в религиозных целях, показывая верующим ужасы преисподней .
Ришле «Философский словарь» ( 1719 год ) :
Маленькая машина, которая показывает в темноте на белой стене различные призраки и страшные чудовища; таким образом, тот, кто не знает секрета, думает, что это делается с помощью магического искусства.
В конце XVIII века фонарь стал использоваться в более научных целях.
В 1779 году Жан-Поль Марат в своих выступлениях использовал «солнечный микроскоп» — вариант волшебного фонаря, который позволял проецировать предметы в цвете и движении.
В 1838 году большой популярностью в Англии пользовалось представление оптика Солея, тестя Дюбоска и иезуитского аббата Муаньо , которое состояло в проецировании изображений, объясняющих основные оптические явления. Представление проводилось с одобрения Доминика Франсуа Араго и Жан-Батиста Дюма .
В 1848 году, в Англии, Клерк с помощью волшебного фонаря иллюстрировал свой курс лекций в Политехническом институте.
В 1864 году некоторые курсы в Сорбонне сопровождались проекциями.
Наибольшим успехом волшебный фонарь пользовался в Англии, где во второй половине XIX века действовали залы, где с использованием спецэффектов проводили демонстрацию образа из множества объективов на облака дыма, произведённого с помощью машин (отсюда: «туманные картины», «дым-машины») .
Изобретение и развитие фотографии способствовало появлению и массовому производству пластин с фотографическими изображениями, частично вытеснив таким образом рисованые сюжеты. С появлением кинематографа волшебный фонарь утратил своё значение, положив начало всей проекционной технике. Волшебные фонари сохранялись лишь в мюзик-холлах как аттракционы омбраманов или теневиков . Известный в Европе теневик и фокусник Трюи был личным другом Антуана Люмьера . Диапроектор наиболее близок по принципу работы и по конструктивному решению к волшебному фонарю.
Этьен Гаспар Робертсон ( фр. Etienne Gaspard Robertson ; 1763 , Льеж — 1837 , Париж — бельгийский физик, фокусник, один из известнейших демонстраторов фантасмагорий , впервые использовавший особую подвижную конструкцию проектора — «фантаскоп» (phantascope), в котором размещались приспособления, позволяющие создавать примитивную анимацию изображения . Волшебный фонарь был поставлен на колеса и мог бесшумно передвигаться по рельсам .
Изначально Робертсон демонстрировал свои фантасмагории на улице Прованс, потом около площади Вандом в старом монастыре.
Зрители поднимались в часовню , служившую зрительным залом, по таинственным коридорам и монастырским развалинам. Дверь, покрытая иероглифами , вела в мрачное помещение, обитое чёрным. Помещение слабо освещалось надгробной лампадой .
Робертсон с помощью волшебного фонаря имитировал вызывание призраков, показывал политические пьесы. Подсвечивая рисованные муляжи , размещенные на полупрозрачных экранах по периметру разрушенной монастырской часовни, он демонстрировал фигуры призраков и скелетов, передвигал фонари на маленьких тележках, регулировал потоки света с помощью специальных жалюзи , использовал звуковые эффекты, задымление, имитирующее туман, добиваясь сильного впечатления у своих зрителей.
Газета «Эспри де Луа» о представлениях Робертсона :
Робертсон выливает на горящую жаровню два стакана крови, бутылку серной кислоты, двенадцать капель азотной кислоты и туда же швыряет два экземпляра «Журналь дез ом либр». Тут же мало-помалу начинает вырисовываться маленький мертвенно-бледный призрак в красном колпаке, вооружённый кинжалом. Это призрак Марата; он ужасающе гримасничает и исчезает.
Со своими представлениями Робертсон побывал в Санкт-Петербурге .
Демонстрации обычно проводились на ярмарках , выставках , в театрах варьете, также могли проводиться в церквях. Сеанс длился до 2 часов и часто сопровождался музыкой, рассказами и чтением. Массовое производство пластин с изображениями привело к стандартизации последних. К пластинам прилагались тексты, тематика была самой разнообразной: развлекательной, политической, социальной, превратив тем самым волшебный фонарь в средство массовой информации.
Репертуар волшебных фонарей накануне изобретения кинематографа был сложен и разнообразен. Наряду с многочисленными общеобразовательными сериями, предметными уроками, историческими картинами показывали шуточные представления, в большинстве своем навеянные сказками или «Нарсери Раймз» (детскими стишками).
В Англии для волшебного фонаря были адаптированы « Робинзон Крузо », все произведения Шекспира , все произведения Вальтера Скотта .
В Америке выпускались иллюстрации к религиозным гимнам, которые проецировались на стенах церквей.
Сеансы волшебного фонаря сопровождались, как правило, пением и музыкой или комментировались лектором либо рассказчиком.
Текст фокусника Альбера к постановке «Собака, прыгающая через обруч» :
Чтобы полностью удовлетворить вас, мы пошли на любые затраты, и нам удалось пригласить самого знаменитого клоуна из Зимнего цирка с его ученой собакой Мюнито-вторым. Эта необыкновенная собака прыгает через обтянутый бумагой обруч, который держит её хозяин. Вперед, господин Мюнито-второй, прыгайте. (Здесь надлежит нажать кнопку для показа диапозитива с прыжком собаки.) Она прыгнула. Замечательно, скажете вы, но что тут особенного? Правильно… Однако обратите внимание — собака с таким же успехом прыгает задом наперед и при таком прыжке восстанавливает в обруче разорванную бумагу. Раз, два, три! Смотрите, она колеблется! Черт возьми! Ей нелегко это дается. Прыгай же! Три! (Здесь кнопка нажимается для показа диапозитива в обратном направлении.) Прыжок состоялся, обруч вновь затянут бумагой.
Размещались на стеклянной основе, ручным или печатным образом. Поздние фотографические изображения были колорированы. Среди последних в XIX в. был распространён жанр Life Model Slides — отснятые в студиях с участием актёров иллюстрированные рассказы на определённую тематику.
Форматы пластин варьировались в зависимости от области применения.
Из сценария к фильму «Фанни и Александр»:
«Александр отчетливо различает Латерну Магику — волшебный фонарь. Лакированный металл четко вырисовывается на фоне белого комода, блестит латунь объектива. Он кладет руки на удивительный аппарат, высокий и узкий, оканчивающийся небольшой трубой. Александр открывает крышку ящика под трубой, вынимает керосиновую лампу, поднимает стекло и зажигает спичку. Фитиль загорелся сильным ярким пламенем, Александр устанавливает на место стекло, прикручивает фитиль, задвигает лампу в ящик и закрывает крышку — по комнате сразу же разливается приятный запах керосина и нагретой жести. Он поворачивает аппарат так, чтобы объектив смотрел на светлые обои над его кроватью. Вот он, волшебный круг, Александр крутит винтик на оправе, контур круга сразу же становится четким и резким. Рядом с волшебным фонарем стоит деревянный ящик, накрытый синей материей. На крышке изображена семья, которая смотрит картины Латерны Магики. На людях старинные одежды, у мужчин волосы заплетены в косичку, перевязанную бантом…»
'' Александр поднял крышку. В ящике стеклянные картинки, их много, не меньше двадцати. Он осторожно выуживает одну и вставляет её в держатель, укрепленный за объективом. На стене над кроватью Александра тут же возникает комната с колоннами и высокими окнами, через которые падает резкий лунный свет, высвечивающий белую постель. На постели в изящной позе лежит молодая женщина… Стеклянная картинка состоит из двух пластин, соединенных таким образом, что они могут двигаться независимо друг от друга. Александр одной рукой крепко держит изображение спящей девушки, а другой медленно выдвигает заднюю пластинку. И происходит чудо! В лунных лучах парит прозрачная фигура в белом одеянии до пят, бледное лицо светится неземной красотой, в руке — звёздно-мерцающий жезл.''