Мануил Комнин (сын Андроника I)
- 1 year ago
- 0
- 0
Мануил Гавала ( ср.-греч. Μανουήλ Γαβαλάς ), также Матфей Эфесский ( ср.-греч. Ματθαίος Εφέσου ) (ок. 1271 — до 1360) — византийский богослов и писатель , титулярный митрополит Эфесский (1329—1351).
Мануил Гавала происходил из известной семьи, чьи представители с IX века занимали высокие посты на государственной службе и во флоте . Сведения о жизни Мануила известны преимущественно из его переписки . Он родился в малоазийской Филадельфии около 1271 года, там же начал в 1309 году церковную карьеру — сначала как чтец , затем диакон и протонотарий при митрополите Феолипте . Через год митрополит отправил его в Константинополь для обсуждения церковных вопросов. В столице Гавала познакомился с известными интеллектуалами Никифором Григорой и Никифором Хумном . По возвращении в Филадельфию в 1310 году Мануил утратил своё положение, разойдясь с Феолиптом по вопросу о примирении с арсенитами , противником чего был митрополит. В 1312 году, вскоре после рождения сына, умерла жена Мануила. С 1315 по 1317 год он снова был в Константинополе, возможно, при дворе патриарха Иоанна Глики . После примирения с Феолиптом в 1321 году Мануил стал священником и хартофилаксом филадельфийской церкви. В следующем году он принял монашеский постриг под именем Матфей . После смерти Феолипта зимой 1322 года Гавала рассчитывал занять его место, а, когда надежды не оправдались, вернулся в столицу, где пользовался поддержкой Хумна и Феодора Метохита . Только после окончания гражданской войны в 1329 году Гавала получил высокую должность митрополита Эфеса , к тому времени уже перешедшему вод власть турок . Только 10 лет спустя, в краткий период мира с Умур-пашой он смог ненадолго посетить Эфес, всё остальное время находясь в столице или во фракийском Брисисе . Во время конфликтов 1340-х годов Гавала не поддержал решительно исихазм , и на соборе 1351 года был низложен. Около 1360 года он скончался .
Небольшая монография немецкого византиниста «Matthaios, metropolit von Ephesos» (1901) долгое время оставалась единственным посвящённым эфесскому епископу исследованием. Основанная на многочисленных ранее неизданных рукописях монографии С. Курусиса вышла в 1972 году. В следующем году Курусис подготовил предварительный обзор эпистолярного наследия Гавалы, а в 1974 editio princeps его писем издал . В 1981 году А. Пиньяни издала посвящённый празднованию Пасхи экфрасис и сделала ряд публикаций, посвящённых тому же памятнику. В последующие годы исследователи обращались к «Аскетическим главам» епископа и его гомеровским трудам .
Литературное наследие Мануила Гавалы довольно разнообразно. Обширна его переписка, включающая как его собственные письма, так и адресованные ему. Из его писем можно узнать о литературных спорах византийских интеллектуалах, придворных и церковных интригах, неустроенности жизни Гавалы, его впечатлениях от посещения разорённого Эфеса и размышления об упадке империи . В своих письмах к литератору обсуждались сомнительные моральные достоинства « Илиады ». Тем же вопросам посвящены три небольших трактата об « Одиссее » . По наблюдению Макса Троя, Гомер не был любимым автором Гавалы, и его трактаты были предназначены для обсуждения с учениками. Возможно, в периоды перерыва в карьере, Гавала преподавал . По мнению Р. Браунинга , обращение Мануила к сюжету об Одиссее было связано с превратностями его путеществия в Эфес .