Вывод (рассуждение)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках» ( фр. Discours de la méthode pour bien conduire sa raison, et chercher la verité dans les sciences ) — философский трактат, опубликованный Рене Декартом в 1637 году в Лейдене . Считается переломной работой, ознаменовавшей переход от философии Ренессанса и начавшей эпоху философии Нового времени и современное научное познание [ источник не указан 3699 дней ] .
В одном томе с этой работой в качестве приложений к ней были опубликованы «Диоптрика», «Метеоры» и « Геометрия », которые были призваны продемонстрировать идею метода на примере конкретных наук.
Трактат состоит из шести частей:
Рассуждение о методе известно как источник знаменитой фразы Je pense, donc je suis — «Я мыслю, следовательно, я существую» (в латинском варианте: cogito ergo sum ).
Рассуждение начинается с признания важности « здравого смысла » ( Le bon sens ), который Декарт определяет как способность отличить истину ( le vrai ) от заблуждения. Здравый смысл одинаков ( égale ) у всех людей от природы и, по сути, является разумом ( raison ). Именно он отличает людей от животных, однако применение ( l’appliquer ) этого здравого смысла может быть различно. Поэтому Декарт предлагает метод для усовершенствования знаний.
Основанием для своих выводов он называет свою собственную жизнь, поскольку его с детства интересовали различные науки и книги. Декарт перечисляет такие науки ( sciences ) как поэзия ( poésie ), математика ( mathématiques ), теология ( théologie ), философия ( philosophie ), юриспруденция ( jurisprudence ) и медицина ( médecine ). Однако он замечает, что читающие книги могут уйти от реальности и впасть "в сумасбродство рыцарей наших романов " ( les des paladins de nos romans ). При этом Декарт совершенно отвергает ложные учения алхимиков , астрологов и магов.
Во второй части Декарт вспоминает свое пребывание в Германии ( Allemagne ) во время войны и мысль, которая посетила его в то время. А именно, что единый замысел лучше хаотичного нагромождения различных сведений. Он противопоставляет старые города с кривыми улицами новым городам, созданным по единому плану. При этом Декарт заявляет, что он лишь желает пользоваться своим собственным умом ( esprit ), а отнюдь не посягает на общественное устройство. Далее излагаются четыре знаменитых правила достижения истины:
В третьей части Декарт замечает, что во время ремонта необходимо вселиться в некое временное жилище. При разработке картины мира таким убежищем служит мораль , для которой существуют свои правила ( maximes ):
В четвертой части своей работы Декарт признается, что размышлял об иллюзорности всего на свете и отсюда он приходит к тезису: Я мыслю, следовательно, я существую ( je pense, donc je suis ). Он полагает, что все можно признать иллюзорным, кроме самой иллюзии, которая есть некоторое представление мыслящего существа. Эта субстанция ( substance ) мысли не нуждается ни в каком месте и не зависит от материальных вещей. Далее Декарт обнаруживает среди своих представлений идею совершенного ( parfait ) существа, повторяя тем самым онтологический аргумент Ансельма Кентерберийского . Понятие Бога позволяет воспринять мысли не как иллюзии, а как отображения реально существующих вещей, поскольку совершенное существо не обманывает.