Interested Article - Огузы

Государство огузского ябгу , 750—1055 годы
Туркменская женщина при входе в юрту в Туркмении ; цветная фотография 1911 года Прокудина-Горского
Юрюкский чабан в Таврских горах
Основные районы, населённые племенем юрюки в Анатолии
Конфедерация Ак-Коюнлу в 1478 году
Государство Сельджукидов в 1092 году, после смерти Мелик-шаха I

Огу́зы , также тюрки-огузы , — средневековый тюркский народ , состоявший из 24 основных племён и живший до XI века в степях Средней Азии и Монголии .

В этот же период, бо́льшая часть огузов переходит на самоназвание «туркмен» . Народы, говорящие на юго-западной ветви подсемейства тюркских языков , также иногда называют огузскими тюрками .

Этнический состав

Огузы являются прямыми предками либо участвовали в этногенезе современных тюркоязычных народов: туркмен , сирийских туркмен , иракских туркмен , хорезмийских узбеков , азербайджанцев , анатолийских турок , турок-месхетинцев , турок-киприотов , гагаузов и саларов . Проникновение огузов ( сельджуков ) в Восточное Закавказье и Северо-Западный Иран с ХI—XIII веков привело к тюркизации значительной части местного населения, что положило начало появлению азербайджанской народности .

Этимология

Этимология этнонима «огузы» весьма спорна [ источник не указан 144 дня ] .

Некоторые исследователи выводят «огузы» от «ок» — что означает « стрела » (а также «племя») и «уз» — суффикса множественности. То есть — «стрелы, множество стрел». Это название чуть поменялось от «аҕа уус» — дословный перевод «племя отца», как оглы — «аҕа уола», сын отца [ источник не указан 144 дня ] .

Другие образуют слово от «ак» — «белый» в значении благородный и «уз» — древнее понятие, возможно, в переводе значившее «человек» или «люди» и часто дублировавшее понятие «ир» или «эр», то есть «человек», «мужчина», употреблявшееся у различных тюркских племён самостоятельно либо в сочетании с другими словами, в качестве самоназвания .

Известные средневековые учёные- историки Абу-ль-Фадль Байхаки , Махмуд аль-Кашгари и Фазлулаллах Рашид ад-Дин называли огузов также и туркменами , используя этноним туркмен как синоним этнониму огуз , а известный средневековый автор Шараф аз-Заман Тахир аль-Марвази называл туркменами огузов, принявших ислам . Согласно российскому и советскому учёному-востоковеду, академику В. Бартольду , название «туркмен » является более поздним наименованием огузов:

«Каково бы ни было прежнее значение огузского народа в Восточной Азии , он после событий VIII и IX веков, всё больше сосредотачивается на западе, на границе переднеазиатского культурного мира, которому суждено было подвергнуться в XI веке нашествию огузов, или, как их называли только на западе, туркмен» «Впоследствии название туркмен осталось за одними огузами; постепенно термин огуз как название народа было совершенно вытеснено словом туркмен » .

Происхождение

С. П. Толстов отождествляет древнее массагетское племя «аугас» с этнонимом «огуз» , а в этногенезе огузов, помимо аугасо-массагетских, отмечает участие гунно - эфталитских , тохаро - асских и финно-угорских племён .

Согласно М. И. Артамонову термин «огуз» первоначально был нарицательным обозначением племени и с числительным детерминативом применялся для наименования союзов племён, таких, например, как уйгуры — токуз-огуз — девять племён, карлуки — уч-огуз — три племени . Впоследствии термин потерял своё первоначальное значение и стал этническим наименованием племён, образовавшихся в приаральских степях в результате смешения тюркютов с местными угорскими и сарматскими племенами .

Общественное устройство

Огузы в Х—XIII веках

В первой половине X века кочевые огузы проживали в степях Сырдарьи и в городах Караджук (ныне с. Карачик г. Туркестан), Фараб и Сайрам . Согласно географам Истахри, Ибн-Хавкалу и источнику «Худуд-ал-алем», огузская территория распространялась от Каспийского моря на западе и города Ургенч на юге до Бухары в Мавераннахре и города Сабран на востоке . Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании казахов, татар, башкир, туркмен и других . Огузы насчитывали 22 племени, в том числе джувулдар, баят, язгыр и др. Известно, что один из районов Туркестанской области Казахстана именуется Шаульдер, что свидетельствует о проживании там в прошлом огузов (чавульдер-чаудуры-джувулдар) [ источник не указан 144 дня ] .

Среди казахских и туркменских родов есть много идентичных: тазлар, шихлар, тана керей (герей), сары, тохтамыс (тохтамыш). В этногенезе этих народов участвовали также племена карлуков и кипчаков. На историческую арену огузы вышли как восточные вассалы Хазарского каганата . [ источник не указан 1565 дней ] Первым их «историческим деянием» стало вытеснение печенегов из территории современного Западного Казахстана в Донские степи в конце VIII века . Эта часть огузов стала известной на Руси под названием торки .

Торки часто враждовали с племенным союзом буртасов . В XI веке их потревожили половцы и заставили мигрировать вслед за печенегами , которые были также одним из огузских племён. В « Повести временных лет » описано, что объединённые силы русских князей в 1060 году нанесли торкам сокрушительный удар. Судьба этих огузов оказалось недолговечной, поскольку им пришлось частично слиться с печенегами, впоследствии исчезнувшими, частично перейти под власть русских и быть ассимилированными [ источник не указан 144 дня ] .

Огузы постепенно завоёвывали Иран, Византию и почти весь арабский мир, создав такие известные правящие династии как сельджукскую и османскую . Огузы нанимаются на военную службу к местным правителям Саманидам и Караханидам , однако, воспользовавшись ослаблением этих государств, поднимают мятежи и образовывают государство Сельджуков (с центром в Туркменистане ). Сельджукиды , захватив практически весь Ближний Восток , оказываются самыми жизнеспособными [ источник не указан 144 дня ] .

По сообщению Ипатьевской летописи, в состав проживавших в Поросье чёрных клобуков входили торки , печенеги , берендеи и ковуи . Также по одному разу летопись упоминает (1150 г.) и каепичей (1160 г.). Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. Об одном из них летопись сообщает под 1121 годом: «В лѣто 6629. Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси, а Торци и Печенѣзи сами бѣжаша» [ источник не указан 144 дня ] .

Традиционная племенная организация

Племенная организация :

Бозок (Сломанные Стрелы)

Потомки Гюн Хана

Потомки Ай Хана

Потомки Йылдыз Хана

Учок (Три Стрелы)

Потомки Гёк Хана

Потомки Даг Хана

Потомки Денгиз Хана

Распространение огузских языков

Распространение огузских языков турецкий азербайджанский кашкайский туркменский саларский

Огузские языки — языки юго-западной огузской подгруппы тюркских языков , самая многочисленная по числу носителей. Крупнейшие современные представители группы — турецкий язык (60 млн носителей и около 75 млн владеющих), и азербайджанский язык (около 35—40 млн носителей ).

Халаджи

Халаджи к огузской группе не относятся, они являются потомками племён аргу, откочевавших вместе с огузами (сельджуками) с территории Казахстана и прилегающих территорий современных Ирана и Афганистана [ источник не указан 144 дня ] .

См. также

Примечания

  1. от 2 мая 2021 на Wayback Machine , М. И. Артамонов , 1962. Стр. 416:
  2. Большая советская энциклопедия. — Государственное научное издательство, 1954. — С. 513. — ISBN 5846500323 , 9785846500327.
  3. Василий Владимирович Бартольд « от 11 сентября 2017 на Wayback Machine », стр. 434, Изд-во восточной лит-ры, 1968
  4. Фазлаллах Рашид ад-Дин. . Баку: Элм (1987). Дата обращения: 16 декабря 2021. 8 ноября 2021 года.
  5. Абу-л-Гази. . Москва: Изд. АН СССР (1958). Дата обращения: 16 декабря 2021. 8 ноября 2021 года.
  6. (англ.) . Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 3 ноября 2019. 14 июня 2008 года.
  7. Р. М. Шукюрова. . Баку (1987). — «Огузы, которые с XI века носят название туркмен, являются предками тюркских народов, живущих ныне в Азербайджане, Туркмении, Иране, Турции и Ираке.» Дата обращения: 11 июля 2019. 7 октября 2019 года.
  8. от 9 марта 2009 на Wayback Machine М., «Восточная литература», 2002. ISBN 5-02-017711-3
  9. Мирфатых Закиев. от 25 мая 2019 на Wayback Machine . // Татары: Проблемы истории и языка. Сборник статей по проблемам лингвоистории; возрождения и развития татарской нации. Казань, 1995. — С.38-57.
  10. Абу-л-Фазл Бейхаки. . Ташкент: Изд-во АН УзССР (1962). Дата обращения: 13 августа 2019. 13 августа 2019 года.
  11. Махмут ал-Кашгари. . М.: Восточная литература (2010). Дата обращения: 13 августа 2019. 13 августа 2019 года.
  12. Фазлуллах Рашид ад-Дин. . М.-Л. АН СССР (1952). Дата обращения: 13 августа 2019. 21 августа 2019 года.
  13. ШАРАФ АЛ-ЗАМАН ТАХИР МАРВАЗИ. . АН КазССР (1959). — «К числу их могущественных племен относятся гузы… Когда они стали соседями мусульманских стран, часть из них приняла ислам. Они стали называться туркменами… Туркмены распространились по мусульманским странам, они проявили себя наилучшим образом, так что завладели большей их частью и стали царями и султанами.» Дата обращения: 30 июня 2018. 29 июня 2018 года.
  14. В. В. Бартольд. . Электронная библиотека МСА . Издательство восточной литературы (1962). Дата обращения: 17 января 2020. 19 января 2020 года.
  15. В. В. Бартольд. . Дата обращения: 17 января 2020. 2 мая 2021 года.
  16. С.П.Толстов. . Журнал «Советская этнография» . Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (1950, № 4). Дата обращения: 31 июля 2020. 9 июля 2021 года.
  17. С. П. Толстов. . Google Books . М. Издательство восточной литературы (1962). Дата обращения: 19 января 2020. 25 июня 2020 года.
  18. . Дата обращения: 2 октября 2017. 28 июля 2018 года.
  19. . Дата обращения: 6 мая 2011. Архивировано из 11 октября 2011 года.
  20. . Дата обращения: 29 июня 2011. 29 августа 2011 года.
  21. История Казахстана, Алматы, 1996, т.1, стр.320
  22. от 27 декабря 2011 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 05-02-2018 [2182 дня])
  23. Р. М. Шукюрова. . Баку (1987). — «Огузы, которые с XI века носят название туркмен, являются предками тюркских народов, живущих ныне в Азербайджане, Туркмении, Иране, Турции и Ираке. Из их среды вышли также представители династии Сельджукидов и Османов.» Дата обращения: 11 июля 2019. 7 октября 2019 года.
  24. В. Бартольд. (1968). — «Туркмены жили в это время в том же состоянии политической анархии, как на всем протяжении своей истории; характерно, что народ, из среды которого вышли основатели самых могущественных турецких империй, сельджукской и османской, никогда не имел собственной государственности.» Дата обращения: 12 июля 2019. 24 октября 2020 года.
  25. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.1. М.-Л., Издательство АН СССР, С.76, 87.
  26. «Some Ottoman genealogies claim, perhaps fancifully, descent from Kayı.», Carter Vaughn Findley, The Turks in World History , pp. 50, 2005, Oxford University Press
  27. Kafesoğlu, İbrahim. Türk Milli Kültürü . Türk Kültürünü Araştırma Enstitüsü, 1977. от 29 августа 2020 на Wayback Machine
  28. от 13 февраля 2013 на Wayback Machine plus от 9 февраля 2010 на Wayback Machine
  29. Говорят на южнобережном диалекте крымскотатарского языка .

Ссылки

  • от 18 декабря 2010 на Wayback Machine
  • от 13 ноября 2016 на Wayback Machine (922 год). Гузы описаны в главах 17-23
  • Агаджанов С. Г. (недоступная ссылка с 05-02-2018 [2182 дня])
Источник —

Same as Огузы