Геловани, Михаил Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Михаи́л Гео́ргиевич Перву́хин ( 1 [14] октября 1904 , Юрюзанский Завод , Уфимская губерния — 22 июля 1978 , Москва ) — советский государственный, политический и военный деятель .
Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР (1955—1957), член Президиума ЦК КПСС (с 1952 по 1957 год ) , генерал-лейтенант инженерно-технической службы , Герой Социалистического Труда .
Родился в Юрюзанском Заводе Уфимской губернии в семье кузнеца, русский .
Учился в Златоустовской школе второй ступени , где возглавлял комсомольскую ячейку . Был также одним из первых комсомольцев города Златоуста, делегатом губернской комсомольской конференции .
В 1919 году вступил в РКП(б) [ неавторитетный источник ] . С августа по октябрь 1919 года входил в Комиссию по национализации брошенного имущества буржуазии в Златоусте . С октября 1919 года по февраль 1920 года работал экспедитором издававшейся там же газеты «Борьба».
Принимал участие в боях при подавлении антибольшевистского восстания в районе Златоуста во время Гражданской войны на Южном Урале с октября по ноябрь 1920 года .
С января 1921 года по середину осени того же года, работая ответственным секретарём редакции газеты «Пролетарская мысль», состоял в бюро Златоустовского уездного комитета комсомола , а до апреля 1922 года — заведующим отделом политического просвещения и заместителем секретаря Златоустовского уездного комитета РКП(б) и с апреля по август этого же года — техническим секретарём Златоустовского уездного комитета РКП(б) .
По направлению Златоустовского районного комитета Союза металлистов в конце лета 1922 года был направлен на учёбу в Москву , где в октябре 1929 года окончил электропромышленный факультет по специальности «инженер-электрик» в Московском институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова .
Окончив институт, начал работать в « Мосэнерго », с мая 1930 года по февраль 1933 года — начальник электроцеха и главный механик завода «Баррикады» (город Сталинград ), с февраля 1933 года — на Каширской районной электростанции : старшим инженером, начальником и с мая 1936 года — директором .
С июня по сентябрь 1937 года — главный инженер и исполняющий обязанности начальника «Мосэнерго», а с сентября того же года — начальник « Главэнерго » Народного Комиссариата тяжёлой промышленности СССР .
В начале 1938 года выдвинут на должность заместителя Народного комиссара тяжёлой промышленности , должность которого в то время занимал Лазарь Каганович , а в июне того же года был назначен первым заместителем Народного комиссара тяжёлой промышленности, где работал до преобразования Народного Комиссариата тяжёлой промышленности СССР .
С января 1939 года — , а на XVIII съезде ВКП(б) в марте 1939 года избран членом ЦК ВКП(б) .
В мае 1940 года назначен заместителем председателя Совета Народных Комиссаров СССР и председателем Совета по топливу и электрохозяйству при Совете Народных Комиссаров СССР, на этих должностях работал до мая 1944 года , с 24 июня 1941 года — заместитель Председателя Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР , а с 2 августа того же года — уполномоченный Государственного Комитета Обороны по Управлению военно-химической защиты РККА , одновременно занимался оснащением РККА средствами химической защиты, поскольку тогда вероятность применения химического оружия и отравляющих веществ противником была велика .
В качестве заместителя председателя Совета по эвакуации руководил эвакуацией и расширением базы оборонной промышленности на востоке страны .
26 февраля 1942 года назначен .
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в 1944 году ему было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант инженерно-технической службы» .
После Великой Отечественной войны , находясь на должностях заместителя Председателя Совета Министров СССР и министра химической промышленности, проводил работу по восстановлению и развитию отраслей народного хозяйства СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года «О присвоении звания Героя Социалистического Труда научным, инженерно-техническим и руководящим работникам научно-исследовательских, конструкторских организаций и промышленных предприятий» (с грифом: «Не подлежит опубликованию») «за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания» генерал-лейтенанту инженерно-технической службы Михаилу Георгиевичу Первухину присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот» .
С января 1950 года — заместитель председателя Совета Министров СССР , председатель бюро по химии и электростанциям при Совете Министров СССР.
С 1942 года в качестве заместителя председателя Совета Народных Комиссаров СССР занимался созданием советской атомной бомбы , современники указывали на то, что атомный проект был отнесён к химической промышленности, наркомом которой в то время являлся М. Г. Первухин .
По указанию В. М. Молотова он разбирался в докладах разведывательных органов о графито-водных реакторах и способах выделения изотопа « Уран-235 » .
В сентябре-октябре 1942 г. я был в Совнаркоме, в Кремле, в своем кабинете. Мне позвонили: вас просит первый зам. Я зашел, и Молотов сказал: у нас есть сигналы наших ученых, которые беспокоятся, что работы по атомной физике в Советском Союзе прекращены ….. они обращаются к правительству и просят: несмотря на тяжелые годы войны, все-таки обратить внимание на эту проблему. ….. поговорите с учеными-физиками, которые знают это дело, которые им занимаются, и потом доложите.
Абрама Федоровича Иоффе я знал давно, поэтому обратился к нему с просьбой назвать, кто у них занимался этим делом. Он и назвал мне Курчатова и Алиханова и по вопросу разделения изотопов рекомендовал пригласить ещё Кикоина.
Когда я выслушал ученых, я понял, что дело очень серьёзное. И когда докладывал, то сказал, что считаю предложение ученых правильным и что нам нужно немедленно работы по атомной физике возобновлять. Руководители нашего государства сразу же приняли предложения ученых. Буквально через несколько дней нам поручили начать дело. И в дальнейшем, когда в процессе работы мы докладывали руководителям партии и правительства, нас очень внимательно слушали и вникали в каждый вопрос.
— из воспоминаний Первухина М. Г. Химия и жизнь . 1985, № 5,62-69
На основе подготовленных в конце 1942 М. Г. Первухиным совместно с И. В. Курчатовым предложений Государственный Комитет Обороны (ГКО) решением от 11 февраля 1943 года постановил возобновить работы в области ядерной физики для решения вопросов использования атомной энергии в мирных и военных целях. На М. Г. Первухина возложили обязанности повседневного руководства материально-техническим обеспечением научных работ в области ядерной физики, возглавить которые поручалось И. В. Курчатову .
С 1943 по 1945 год являлся куратором создания советской атомной бомбы со стороны Совета Народных Комиссаров СССР до 20 августа 1945 года, когда вышло Постановление Государственного комитета обороны № 9887сс/оп «О Специальном комитете (по использованию атомной энергии) при ГКО».
Под его руководством были разработаны первые годовые планы по обеспечению проведения научных работ в области ядерной физики. Он организовал работы по производству урана для проведения опытов в области ядерной физики. Совместно с И. В. Курчатовым организовал в районе Покровское- Стрешнево г. Москвы научно-технический центр ( Лаборатория № 2 ), где в последующем был построен опытный уран-графитовый реактор. Он же обеспечил проведение работ по разведке новых урановых месторождений, организовал производство графита сверхвысокой частоты и строительство опытного реактора по производству тяжелой воды.
К маю 1945 года встала задача перевода работ в области атомной физики на промышленную основу с обеспечением самых благоприятных и преимущественных условий в целях скорейшего создания атомного оружия. Тогда Первухин и Курчатов обратились к Председателю ГКО И. В. Сталину с предложением о создании Научно-технического совета, чтобы привлечь к решению атомной проблемы самый широкий круг предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, специалистов и ученых.
После атомной бомбардировки японского города Хиросимы 6 августа 1945 года ГКО 20 августа принял решение образовать Специальный комитет (по решению вопросов создания атомного оружия) при ГКО (председатель комитета — Л. П. Берия ), главным «хозяйственником» проекта стал Б. Л. Ванников , а М. Г. Первухин был включён в состав Специального комитета по созданию советской ядерной бомбы и 30 ноября того же года назначен председателем Инженерно-технического совета при Специальном комитете. Другим важным направлением работы было решение кадровых вопросов: по распоряжению Л. П. Берии Первухин, В. А. Малышев , Б. Л. Ванников и А. П. Завенягин комплектовали научными и инженерными кадрами секции совета, подбирали экспертов для решения отдельных вопросов .
М. Г. Первухин также был назначен председателем секции № 1 по проектированию и сооружению завода № 817 ( Производственное объединение «Маяк» ), научным руководителем работ был И. В. Курчатов . Существует мнение, что М. Г. Первухин также создавал завод № 813 (современный « Уральский электрохимический комбинат »), порученный В. А. Малышеву .
После преобразования в апреле 1946 года Технического и Инженерно-технического советов при Специальном комитете в Научно-технический совет Первого главного управления при Совете Министров СССР был назначен заместителем председателя Научно-технического совета (с 1949 по 1953 годы был членом Научно-технического совета) .
При создании советской атомной бомбы отвечал за работу первых предприятий по получению тяжёлой воды (исследования М. И. Корнфельда ) , фторида урана (VI) и других химических реагентов .
1 декабря 1947 года в связи с тяжёлой болезнью Б. Л. Ванникова назначен на должность первого заместителя начальника Первого главного управления при Совете Министров СССР , которую он занимал вплоть до 1 декабря 1949 года .
Являлся председателем Государственной комиссии на испытаниях первой советской атомной бомбы « РДС-1 » на Семипалатинском полигоне .
Совместно с И. В. Курчатовым и А. П. Завенягиным 17 апреля 1947 года (через 3 месяца после пуска первого советского ) поставил вопрос перед руководством страны о необходимости начать разработку и реализацию проектов строительства электростанций, самолётов и морских судов с использованием атомной энергии .
После смерти Сталина был назначен министром объединённого Министерства электростанций и электропромышленности .
С декабря 1953 года по февраль 1955 года — заместитель председателя Совета Министров СССР и председатель бюро по энергетике, химической и лесной промышленности при Совете Министров СССР , а с февраля 1955 года по июль 1957 года и одновременно с декабря 1956 года по май 1957 года — председатель Государственной экономической комиссии Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства, с 30 апреля 1957 года — министр среднего машиностроения СССР .
Помню, в начале 50-х зампред Совмина Михаил Григорьевич Первухин вел комиссию по текущим делам. Рассматривался вопрос о завозе овощей в Москву. Первухин крепко отругал председателя Моссовета за плохую работу на этом направлении. После комиссии мне вдруг позвонил Хрущёв , который одновременно был секретарем ЦК и московского комитета партии: «Смиртюков? Ты там скажи Первухину, чтобы он соображал, можно критиковать руководителей Москвы или нельзя. Москва не простой город, и руководители здесь не простые».
— из воспоминаний Михаила Смиртюкова , заместителя заведующего секретариатом Совета Министров СССР
Примкнул к т. н. « антипартийной группе ». После проходившего с 22 по 29 июня 1957 года пленума ЦК КПСС , на котором приняли резолюцию «Об антипартийной группе Маленкова , Кагановича и Молотова », сначала был переведён из членов в кандидаты в члены Президиума ЦК КПСС , а затем в июле 1957 года был понижен до председателя Государственного комитета по внешним экономическим связям СССР. Также в середине 1957 года был снят с должности министра среднего машиностроения ( )
В феврале 1958 года назначен послом в Германскую Демократическую Республику , а на XXII съезде КПСС в октябре 1961 года не был избран в состав ЦК КПСС .
С 1963 по 1965 годы работал начальником управления энергетики и электрификации Высшего совета народного хозяйства СССР , а с 1965 года занимал должность начальника отдела территориального планирования и размещения производства и был членом коллегии Госплана СССР , также принимал участие в комиссиях по приёму новых атомных электростанций (в числе которых Обнинская атомная электростанция ) и тесно сотрудничал с Министерством среднего машиностроения СССР, Институтом атомной энергии имени И. В. Курчатова и его директором — А. П. Александровым .
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2—4 созывов .
Жил в Москве, где и умер 22 июля 1978 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище .