Евге́ния Ива́новна Чигарёва
(род.
13 февраля
1939
,
Воронеж
) — советский и российский
музыковед
, филолог, педагог,
музыкальный критик
. Доктор искусствоведения (1998),
профессор
.
Биографические данные
В 1962 окончила
филологический факультет
Московского государственного университета
.
В 1968 окончила
Московскую консерваторию
по специальности «музыковедение», в 1972 году — аспирантуру при консерватории.
В 1977 защитила кандидатскую
диссертацию
"Организация выразительных средств как основа индивидуальности музыкального произведения : на примере творчества Моцарта последнего десятилетия" (научный руководитель —
Е. В. Назайкинский
).
В 1992—1993 проходила научную стажировку в
Институте мировой литературы им. А. М. Горького
(отдел теории литературы, научный консультант — доктор филологических наук
А. В. Михайлов
).
В 1998 защитила докторскую диссертацию (тема: «Моцарт в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика»).
В 1963—1970 преподавала в
Детской музыкальной школе
при Музыкальном училище Московской консерватории.
в 1970—1985 — преподаватель теоретических дисциплин
Музыкального училища при Московской консерватории
.
С 1985 работает на кафедре теории музыки Московской консерватории. С 1986 — доцент, с 2002 — профессор.
Среди учеников: музыковеды Ю. Бочаров,
Л. Кириллина
, В. Ценова; Е. Дубинец, А. Казурова,
И. Скворцова
; композиторы Е. Бутузова,
С. Загний
, К. Уманский,
Е. Фирсова
.
Научная деятельность
Направления научно-исследовательской деятельности: австрийская культура, творчество В. А. Моцарта и его современников, проблемы музыкального языка в некоторых стилях XX века (Б. Бартока, А. Г. Шнитке, А. Л. Локшина и других), семантика музыкального языка, слово и музыка, художественная индивидуальность музыкального произведения.
Общественная активность
-
Член Союза композиторов России;
-
Член Российского отделения Международного общества по изучению творчества И. Гёте и культуры его времени при Научном совете по истории мировой культуры Российской академии наук (Московское отделение Goethe-Gesellschaft in Weimar)
Звания и награды
-
Лауреат ІІІ Всесоюзного конкурса музыковедов им. Б. В. Асафьева (1992, за книгу «Альфред Шнитке: очерк жизни и творчества», в соавторстве с В. Н. Холоповой).
Семья
-
Первый супруг —
В. П. Бобровский
(1906—1979), музыковед, доктор искусствоведения, профессор.
-
Второй супруг —
С. В. Тураев
(1911-2008), литературовед, доктор филологических наук, профессор.
Печатные труды
Книги
-
Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества [в соавторстве с В. Н. Холоповой]. — М.: Советский композитор, 1990. 351 с.;
-
Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. — М., 2000. 2-е изд. 2001;
-
Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения В. П. Бобровского. Составитель (совместно с Е. Р. Скурко) и автор статьи. Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 64. — М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 269 с.
-
На пути к вере. Воспоминания и размышления. — М.: Волшебный фонарь, 2010. 174 С.
-
Бела Барток сегодня. Сборник статей. Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Сборник 74. — М., Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. 198 с.
-
Художественный мир Альфреда Шнитке. Очерки. — СПб., «Композитор», 2015. 367 с.
Статьи
-
«Тема-эпиграф» Пятнадцатого квартета (Бетховена) // Советская музыка. 1970. № 12;
-
О связях музыкальной темы с гармонической и композиционной структурой музыкального произведения в целом // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. — М., 1972;
-
О тематической драматургии в опере Моцарта «Дон-Жуан» // Вопросы оперной драматургии. — М., 1975;
-
Стилистические особенности симфоний А. Локшина // Музыка и современность. Вып. 10. — М., 1976;
-
Проблемы музыкального языка Белы Бартока в некоторых работах зарубежных музыковедов // Бела Барток. — М., 1977;
-
Индивидуализирующий комплекс темообразующих выразительных средств в условиях современного музыкального языка и его классические истоки // Проблемы музыкальной науки. Вып. 4. — М., 1979;
-
Памяти Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. К 65-летию со дня рождения. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 1. — М., 1999;
-
Шнитке и Шёнберг // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 2. — М., 2001;
-
Музыкальные формы в литературе (в интерпретации филологов и музыковедов) // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. — М., 2002;
-
Die Symphonien Alexander Lokschins und ihre stilistischen Besonderheiten // Ein unbekanntes Genie: Der Symphoniker Alexander Lokschin. — Вerlin, 2002;
-
Годы учения у Альфреда Гарриевича Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 3. — М., 2003;
-
О методе «функционального анализа» Ханса Келлера // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии музыкального образования. — М., 2003;
-
Седьмая и Восьмая симфонии Альфреда Шнитке как макроцикл (в контексте его творчества) // Альфреду Шнитке посвящается… К 70-летию композитора. Вып. 4. — М., 2004;
-
Принцип прозы в музыкальном мышлении ХХ века // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. — М., 2004;
-
О позднем стиле [А. Шнитке] // Музыкальная академия. 2004. № 4;
-
Бела Барток: «Высочайший музыкальный синтез эпохи» // Венгерское искусство и литература ХХ века. — СПб., 2005;
-
Полистилистика // Теория современной композиции. — М., 2005;
-
Альфред Шнитке // История отечественной музыки второй половины ХХ века. — М., 2005;
-
Ein Komponist im heutigen Russland und sein Werk — Alexander Neduev // Der schmale Pfad. Ortodoxe Quellen und Zeugnisse. B. 9. September 2004;
-
Встречи, беседы, музыка // А. Л. Локшин — композитор и педагог. — М., 2006;
-
Творчество Альфреда Шнитке в контексте немецко-австрийской романтической традиции // Альфреду Шнитке посвящается… Вып. 5. — М., 2006;
-
Бобровский о Шостаковиче // Д. Д. Шостаковичу посвящается… К 100-летию со дня рождения композитора. — М., 2007;
-
О музыкальной организации литературного произведения (на примере рассказов Чехова) // Слово и музыка. Вып. 2. Редакторы-составители: Е. И. Чигарёва, Е. М. Царёва, Д. Р. Петров. М., 2008
-
Мои воспоминания о Ю. Н. Холопове // AD MUSICUM. К 75-летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: Статьи и воспоминания / Редактор-составитель В. Н. Холопова. — М., 2008;
-
Музыка, молчание, тишина, молитва… // Христианские образы в искусстве. Вып. 2. Сборник трудов РАМ им. Гнесиных. Сборник 171. Составитель и ответственный редактор И. С. Стогний. — М., 2008. — С. 12−19;
-
Неоромантизм и неоканонические тенденции в отечественной музыке последней трети ХХ века // Мир романтизма. Материалы международной научной конференции «Мир романтизма». Т. 13 (37). Научный редактор И. В. Карташова. — Тверь, 2008. — С. 77−81;
-
О семантике тональностей у Альфреда Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 6. Редактор-составитель А. В. Богданова, Е. Б. Долинская. — М.: Композитор, 2008. — С. 19−35;
-
О неориторике в музыке ХХ века // Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории и методологии. Материалы научной конференции РАМ им. Гнесиных. Редактор-составитель Л. С. Дьячкова. — М., 2009. — С. 148−157;
-
Семантический и интонационный комплекс «Волшебной флейты» в творчестве Моцарта // От Моцарта до Шнитке. К 70-летию Евгении Ивановны Чигарёвой. Составитель Е. А. Доленко. — М.: Издатель Доленко, 2010. — С. 91−117.
|
Литература
-
Кириллина Л.
[О книге Е. Чигарёвой "Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика — М., 2000.] // Старинная музыка. 2001. № 1.
-
Булычева А.
На пороге тайны [О книге Е. Чигарёвой "Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика — М., 2000.] // Большой. 2002. № 2.
-
Доленко Е.
Слово об учителе // От Моцарта до Шнитке. К 70-летию Евгении Ивановны Чигаревой. Составитель Е. А. Доленко. — М.: Издатель Доленко, 2010. — С. 3−7.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|