Фишер, Дженна
- 1 year ago
- 0
- 0
Луис Фишер ( англ. Louis Fischer ; 29 февраля 1896 , Филадельфия , — 15 января 1970 , Принстон ) — американский журналист , публицист, биограф Ганди и Ленина .
Родился в семье выходцев из Российской империи — разносчика рыбы Давида Фишера и Шифры Канцепольской. В 1914 году поступил в педагогическое училище, после окончания которого в 1916 году начал работать школьным учителем.
В 1917 году Фишер, еврей по национальности, записался в Еврейский легион , базировавшийся в Палестине . После возвращения в США Фишер нашел работу в нью-йоркском агентстве новостей. В 1921 году отправился в Германию и начал сотрудничать с газетой « New York Evening Post » как европейский корреспондент. В следующем году женился на переводчице советского посольства Берте Марк и был направлен корреспондентом в Москву . С 1923 года писал статьи для либерального еженедельника «The Nation». В своих корреспонденциях создавал в принципе. благоприятный образ Советской России , описывая в благожелательных тонах происходившие события, в результате чего приобрел репутацию дружественного к России западного журналиста . В частности, Фишер писал: «Здесь все находится в движении. Жизнь, атмосфера, люди — все динамично… Иногда все это меня захватывает до такой степени, что я начинаю думать, что нет ничего невозможного в СССР» .
Первая книга Фишера «Нефтяной империализм» ( 1926 ) была посвящена борьбе великих держав за нефть (в 1933 году была включена нацистами в список книг, подлежащих сожжению ). Получив разрешение Наркоминдела изучить его архивы, Фишер написал двухтомное исследование «Советы в международных отношениях» ( 1930 ).
В 1934 году Макс Истмен выпустил книгу «Художники в униформе», в одной из глав которой («The „Revolution“ of April 23, 1932») обвинил Фишера в сталинизме .
В 1935 году Фишер разоблачил американского журналиста Роберта Грина, который под именем Томаса Уолкера выпустил несколько статей о голодоморе , объявлявших его преднамеренным геноцидом украинцев . Как установил Фишер, Грин вообще не был на Украине, поскольку он, получив транзитную визу в сентябре 1934 года (а не весной, как он утверждал), пересек советскую границу в октябре и, пробыв несколько дней в Москве, сел на поезд, идущий в Маньчжурию , и покинул территорию СССР .
Фишер освещал Гражданскую войну в Испании и некоторое время сам воевал в составе Интернациональных бригад . В 1938 году он вернулся в США и поселился в Нью-Йорке, продолжив работать в «The Nation». В 1941 году написал автобиографию «Люди и политика» .
В 1945 году покинул «The Nation», не согласный с симпатиями журнала к Сталину. Его разочарование в коммунизме (хотя он никогда не был членом Коммунистической партии США ) выразилось в участии в сборнике «Бог, обманувший ожидания» ( 1949 ). В сборник вошли шесть эссе видных западных писателей, пересмотревших своё положительное отношение к коммунизму. Помимо Фишера, в сборнике участвовали Андре Жид , Артур Кёстлер , Иньяцио Силоне , Стивен Спендер и Ричард Райт . Кроме того, Фишер начал сотрудничать с антикоммунистическими либеральными журналами — такими, как «The Progressive». В 1950 году выпустил книгу «Жизнь Махатмы Ганди », впоследствии ставшую основой сценария фильма «Ганди» . С 1959 года Фишер работал в Институте фундаментальных исследований Принстона , вел исследовательскую и преподавательскую работу в Принстонском университете . В 1965 году получил Национальную книжную премию (National Book Award) за книгу «Жизнь Ленина». В 2017 году историк Александр Шубин отмечал, что «эта работа уже во многом устарела» .
В последние годы жизни Фишер состоял в фактическом браке с С. Аллилуевой .
До момента казни Тухачевского, Якира и др. крупная буржуазия демократических стран, не без удовольствия, хоть и прикрытого брезгливостью, наблюдала истребление революционеров в СССР. В этом смысле «Nation» и «New Republic», не говоря уж о Дуранти, Луи Фишере и им подобных проститутках века, шли полностью навстречу интересам «демократического» империализма .
Луис Фишер принадлежит к группе тех интернациональных журналистов, которые не участвуют в прямой травле против меня, наоборот, всячески обнаруживают своё «беспристрастие», но только для того, чтобы иметь возможность оказать тем большую услугу сталинской бюрократии .
Некоторые из Ваших ближайших сотрудников, вроде небезызвестного Луиса Фишера, выступали как прямые литературные агенты Сталина — Вышинского — Ягоды — Ежова .
Чем больше росли привилегии нового правящего слоя и чем он становился консервативнее в защите своих привилегий, тем больше росло число его друзей среди буржуазных интеллигентов и либеральных снобов, отдающих дань моде. Вдохновителями этих настроений стали Уолтер Дюранти и Луис Фишер, прямые сикофанты советской олигархии .
И последнее — на последней странице Вы поднимаете бокал за свободу с… Луи Фишером. Простите мне, я знаю, что он Ваш друг, но я все же скажу то, что думаю. Если б Вы подняли бокал с Дж. Кеннаном, со стариком Джонсоном, с Вашей чудной полковницей — все было бы прекрасно. Но Фишер? Ведь в течение лет , долгих лет он предавал и продавал эту (именно эту) свободу тем же чекистам (а кому же, как не им, ведь они же — твердь режима). Он писал в «Нэйшэн» такие корреспонденции из Москвы, за которые он должен бы краснеть всю свою жизнь. Но я думаю, что он принадлежит именно к тем людям, которые краснеть не спешат. Да и расхождение его с Сов. Союзом произошло ведь вовсе, кажется, не по идеалистическим соображениям, а по каким-то совсем, совсем другим. Простите, если это Вам неприятно. Но уверяю Вас, что для концовки книги Вы выбрали неподходящий персонаж .