Interested Article - Раутио, Нина Валентиновна
![](/images/007/161/7161942/1.jpg?rand=977864)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/3a2e8986d4c2bc69a82effbe87e86757.jpg)
- 2021-03-04
- 2
Ни́на Валенти́новна Ра́утио (родилась 21 сентября 1957 года , Петрозаводск ) — советская и российская оперная певица ( сопрано ) . Солистка Большого театра (1987—1993).
Биография и артистическая карьера
Первые 19 лет своей жизни певица провела в Петрозаводске , Республика Карелия , где окончила музыкальную школу по классу фортепиано и музыкальное училище по двум специальностям (теоретическое и вокальное отделения) с отличием в классе вокала .
В 1983 окончила вокальный факультет Ленинградской гос. консерватории (класс доцента ). Во время учёбы исполняла партию Виолетты (« Травиата ») в спектаклях Оперной студии консерватории. Лауреат Международного конкурса вокалистов им. Э. Вила Лобоса (1983, II премия, Рио-де-Жанейро) и Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1986, IV премия, Москва).
С 1984 года началась её оперная карьера с выступлением в Малеготе на сцене Санкт-Петербургского Малого Оперного Театра в главной роли (солистка). После участия в конкурсе им. П. И. Чайковского последовало приглашение присоединиться к оперной труппе Большого Театра в Москве, где уже с января 1987 года ей было предложено место ведущей оперной солистки. Одновременно она принимала участие в концертных выступлениях на престижных сценах Москвы, Ленинграда и на радио.
В 1987—1993 — солистка Большого театра. Исполняла партии первого положения, среди которых: Мария («Мазепа», реж. С. Ф. Бондарчук ), Амелия («Бал-маскарад», реж. С. А. Штейн ) обе — 1987, Елизавета («Дон Карлос», реж. И. М. Туманов), Сантуцца («Сельская честь», реж. Штейн, обе — 1988), Татьяна («Евгений Онегин», реж. Б. А. Покровский ), Лиза («Пиковая дама», реж. Баратов, редакция Покровского, обе — 1989), Оксана (1990, «Ночь перед Рождеством», реж. А. Б. Титель ), Иоанна («Орлеанская дева», реж. Покровский) и другие.
«Обладательница голоса красивейшего тембра, несущего в себе широкую палитру граней и оттенков, Нина Раутио владеет волевым потенциалом, определяющим природу её актёрского дарования», — писал режиссёр Большого Театра В. Г. Милков. Критик А. Э. Хрипин отмечал, что «любое определение (драматическое, лирико-драматическое сопрано) будет условным, ибо голос этот как бы синтезирует в себе звуки и краски всех женских регистров: от бархатистых контральтовых низов до звонких переливов колоратурного сопрано. Её диапазон (рабочий) уникален — от соль малой октавы до ми-бемоль третьей, почти три октавы. Всего оригинальнее нижний, „грудной“ регистр, обволакивающий слух, густой и наполненный. Верхний отмечен чистотой, серебристостью и полётностью. В нём одновременно виртуозная подвижность и динамическая плотность звука…» («СК», 06.10.1990).
В конце 1980-х Нина Раутио сотрудничала с музыкальным театром «Форум» под руководством М. В. Юровского , где исполнила партию жрицы Фаусты в опере Д. С. Бортнянского «Квинт Фабий» (1990, 1-я исполнительница в России, реж. Д. А. Бертман ).
В 1991 году впервые выступила в Метрополитен-опере и на Эдинбургском фестивале . После этих выступлений была приглашена в « Ла Скала », Милан, в феврале 1992, как дублёр на главную роль в « Манон Леско » Пуччини, под руководством дирижёра Лорина Маазеля . После нескольких дней репетирования в «Ла Скала» была приглашена на запись оперы с маэстро Маазелем .
Позже исполнила там же партию Елизаветы в «Дон Карлосе» Верди (дир. Р. Мути ), участвовала в исполнении «Глаголической мессы» Л. Яначека (дир. Р. Шайи).
С успешного дебюта в «Ла Скала» началось плодотворное сотрудничество Раутио с выдающимися европейскими дирижёрами — Л. Маазелем (в 1992 гастролировала с Питтсбургским симфоническим оркестром и Р. Шайи , по приглашению которого выступила в качестве солистки с Королевским оркестром Концергебау (Нидерланды) в Рождественском концерте «Евровидения».
Творчество Н. Раутио высоко ценил Л. Паваротти , неоднократно выступавший её партнером в спектаклях («Дон Карлос», «Бал-маскарад», «Андре Шенье», «Манон Леско», Реквием Верди и др.).
С начала 1990-х живёт в Лондоне. Гастролирует по всему миру: выступала в спектаклях театров: «Ковент Гарден» (Лондон, дир. Д. Гатти , партии: Амелия («Бал-маскарад»), Аида, Дездемона; дир. М. В. Юровский, партия Абигайль, «Набукко»), Римская опера (партия Аиды, дир. Д. Орен), «Метрополитен Опера» (Нью-Йорк, дир. К. Бадя, партия Аиды; партия Тоски), «Опера Бастиль» (Париж, партия Лизы в «Пиковой даме», реж. А. С. Кончаловский ), Новая Израильская опера (партия Аиды; Реквием Верди с Израильским филармоническим оркестром , дир. З. Мета ), Венская опера (партия Лизы, реж. К. Хоррес; Манон, дир. Маазель), театр Комунале (Флоренция, Дездемона), Немецкой государственной опере (Берлин, Амелия в опере «Симон Бокканегра», Аида, Леонора («Сила судьбы»), Арена ди Верона (Аида) и др.
В оперном репертуаре Раутио более 20 главных партий, среди которых также Леди Макбет, Леонора в «Трубадуре» Верди, Матильда в опере «Вильгельм Телль» Россини, Маддалена в «Андре Шенье» У. Джордано, Донна Анна в «Дон Жуане» Моцарта и др. Неоднократно участвовала в спектаклях фестиваля в Савонлинне (Финляндия), где пела Аиду (1992), выступала с концертными программами; фестивалей в Оранже (партия Дездемоны, оркестр BBC) и в Зальцбурге (Симфония № 2 Г. Малера, оба — дир. Маазель). Участница отечественных музыкальных проектов (фестиваль «Золотые голоса мира в Москве» , концерт «Звезды оперной сцены в Москве», Международный оперный фестиваль имени М. Д. Михайлова в Чебоксарах , фестиваль «Алябьевская музыкальная осень» в С и др.)
Много работает на концертной сцене. В обширном камерно-ораториальном репертуаре — произведения мировой классики (в том числе сочинения Л. ван Бетховена, Г. Малера, Чайковского, Рахманинова, Ф. Пуленка, И. Ф. Стравинского, М. Типпетта, Г. В. Свиридова и др.). В 1990 в концерте, посвященном 75-летию Свиридова, исполнила его романсы и поэму для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» на стихи С. А. Есенина (партия фортепияно Е. П. Савельева, БЗК).
В 2002—2003 годах возглавляла Музыкальный театр Карелии (артистический директор) в Петрозаводске. В качестве режиссёра осуществила постановку на сцене театра оперы «Сельская честь» Масканьи, где также исполнила партию Сантуццы .
В 2003 году была приглашена Правительством Республики Карелия на должность советника Главы республики по культурным связям. Сотрудничала с Академией хорового искусства имени В. С. Попова (преподавала вокал) в Москве.
В настоящее время Нина Раутио преподаёт вокал в Лондоне и в России.
-
Первый муж - Карл Хейнович Раутио
, внук
К. Э. Раутио
.
- Сын — пианист, дирижёр Ян Карлoвич Раутио.
Партии
- Амелия ( «Бал-маскарад» Дж. Верди )
- Елизавета ( «Дон Карлос» Дж. Верди )
- Дездемона ( «Отелло» Дж. Верди )
- Леонора ( «Трубадур» Дж. Верди )
- Амелия ( «Симон Бокканегра» Дж. Верди )
- Абигайль ( " Набукко " Дж. Верди )
- Леди Макбет ( " Макбет " Дж. Верди )
- Виолетта ( " Травиата " Дж. Верди )
- Манон Леско ( «Манон Леско» Пуччини )
- Тоска ( «Тоска» Пуччини )
- Маддалена ( «Андре Шенье» Джордано )
- Донна Анна ( " Дон Жуан " Моцарта )
- Матильда ( " Вильгельм Телль " Россини )
- Жрица Фауста ( Керубини )
- Сантуцца ( «Сельская честь» П. Масканьи )
- Татьяна ( «Евгений Онегин» П. И. Чайковского )
- Лиза ( «Пиковая дама» П. И. Чайковского )
- Иоанна ( «Орлеанская дева» П. И. Чайковского )
- Мария ( " Мазепа " П. И. Чайковского )
- Оксана ( «Ночь перед Рождеством» Н. А. Римского-Корсакова )
- Параша ( «Мавра» И. Ф. Стравинского )
Дискография
CD and DVD
- 1992 — Пуччини: Манон Леско , Sony Classical , Teatro alla Scala;
- 1993 — Чайковский: Орлеанская Дева , Warner Music Group ;
- 1995 — The Puccini Experience , Conifer Records , Royal Opera House;
- 1996 — Чайковский: Романсы, 2 часть , Conifer Records ;
- 1996 — Чайковский: Романсы , 5 часть , Conifer Records ;
- 1996 — Рахманинов: Романсы , Conifer Records ;
Примечания
- Nicolas Slonimsky and Laura Diane Kuhn, , Gale Group, 2001; David M. Cummings, International Who’s Who in Classical Music , Routledge, 2001, p.532 от 18 июля 2018 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 20 сентября 2019. 10 января 2015 года.
- . Дата обращения: 4 августа 2012. 2 января 2015 года.
- . Дата обращения: 30 сентября 2017. 7 декабря 2017 года.
- . Дата обращения: 19 августа 2012. Архивировано из 13 января 2013 года.
- . Дата обращения: 19 августа 2012. 2 января 2015 года.
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 20 сентября 2019. 24 сентября 2015 года.
Ссылки
- 13 января 2013 года.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/3a2e8986d4c2bc69a82effbe87e86757.jpg)
- 2021-03-04
- 2