Interested Article - Франциск Ван Ден Энден

Франциск Ван Ден Энден ( 5 февраля , 1602 , Антверпен 27 ноября , 1674 , Париж ) — бывший иезуит , неолатинский поэт , врач , арт-дилер , философ и заговорщик против Людовика XIV . В основном известен как учитель Баруха де Спинозы .

Биография

Ван ден Энден- сын ткачей . Крещен в Антверпене 6 февраля 1602 года . Он был учеником в августинском и иезуитском колледжах этого города. В 1619 году он вступил в орден иезуитов , но в 1633 году был отстранен. В конце 1630-х он написал несколько неолатинских стихов для религиозных сочинений испанского августинца . В то же время он торговал произведениями искусства в Антверпене . Этому также поспособствовал его брат , так как он являлся издателем произведений Питера Пауля Рубенса и . В 1640 году Ван ден Энден женился на Кларе Марии Вермерен в Антверпене , а в 1641 году родился их первый ребёнок, названный в честь её матери Клары Марии. Где и когда родилась их вторая дочь Марджерет Алдегонис- неизвестно. В 1645 году семья переехала в Амстердам , где Ван ден Энден открыл свой художественный магазин на улице Нес. Известными стали лишь несколько гравюр и одна брошюра, опубликованная им. После того как художественный магазин стал банкротом, он открыл латинскую школу у Сингела в Амстердаме . Его ученики исполнили несколько классических пьес в театре Амстердама, а также неолатинскую пьесу его собственного сочинения «Филидоний» (1657). К тому времени его семья расширилась: в 1648 году родились близнецы Анна и Адриана Клементина, в 1650 году — сын Якоб, в 1651 — дочь Марианна, а в 1654 году снова дочь- Мария (Анна, Якоб и Мария, вероятно, умерли очень молодыми). В конце 1650-х годов в его школе учились известный философ Барух Спиноза и анатом Теодор Керкринг . В начале 1660-х годов некоторые люди думали, что Ван Ден Энден был атеистом , в то время как другие считали, что он был католиком . В этот период он работал вместе с над проектом утопического поселения в Новой Голландии , точнее в районе нынешнего Делавэра . Воззрения Ван ден Эндена по поводу идеального общества описаны в книге «Kort Verhael van Nieuw-Nederland» («Краткое описание Новой Голландии», 1662). Спустя несколько лет, в 1665 году, появилось ещё одно издание политической книги «Vrye Politijke Stellingen» («Свободные политические предложения»), в которой защищается демократия и уделяется большое внимание социальным и образовательным задачам государства. В том же году, когда только началась Вторая англо-голландская война , он написал Йохану де Витту с просьбой продать ему секретное оружие для военно-морского флота. Вскоре после свадьбы своей старшей дочери Клары Марии с Теодором Керкрингом в 1671 году, Ван ден Энден переехал в Париж, где открыл ещё одну латинскую школу. Там его навестили Антуан Арнаулд и Готфрид Вильгельм Лейбниц . Он также был вовлечен в заговор против Людовика XIV , но все заговорщики были пойманы прежде, чем они могли выполнить свои планы (создание республики в Нормандии ). Франциск Ван ден Энден был приговорен к смертной казни, и 27 ноября 1674 года, после обезглавливания знатных заговорщиков, был повешен перед Бастилией .

Пропагандист демократии

В книге «Kort Verhael van Nieuw Nederlants Gelegenheit» («Краткое описание Новой Голландии», 1662), Ван ден Энден излагает свое мнение по поводу политического понятия «Gelijkheidsbeginsels» — равенство : «Государство должно в равной мере приносить пользу всем. Влияние государства на повышение благосостояния должно проявляться независимо от способностей, пола, имущества и социального статуса человека. Он категорически против того, чтобы равенство сводилось к уравниванию. Законы должны быть нацелены на общее благо и в то же время давать всем одинаковое пространство для индивидуальности.» (Перевод, максимально приближенный к его первоначальным голландским формулировкам согласно ). В книге «Vrije Politieke Stellingen» («Cвободные политические тезисы»,1665) Ван ден Энден выступает за свободу слова и общее право на развитие. Далее он развивает идею народного суверенитета . Он убежден, что народ, практикуя демократию в народных собраниях и беседах, приобретет опыт и прозрение. В качестве примера демократического функционирования он приводит такой метод работы, который использовался в Голландии во время Восьмидесятилетней войны против Испании. Но он также предупреждает, что за всеми офицерами следует внимательно следить, особенно за теми, кто отличается красноречием и жадностью.

В некотором смысле Ван ден Эндена можно считать предвестником Французской революции , во время которой понятия свободы, равенства и братства стали мерилом новой модели общества.

Важность

Один из главных вопросов, касающихся Франциска Ван ден Эндена- оказал ли он влияние на философию Спинозы и в какой мере, — вопрос, который уже был поднят Мейнсмой. В 1990 году и независимо друг от друга установили, что Ван ден Энден был автором двух анонимных памфлет: «Kort Verhael van Nieuw Nederland» («Краткое описание Новой Голландии») и «Vrye Politijke Stellingen» («Cвободные политические тезисы»). В общем, на основе последней работы Клевер выдвинул утверждение, что вся философия Спинозы была разработана Ван ден Энденом. Идея сильного влияния на Спинозу была позднее принята в самых последних биографиях Спинозы (Стивеном Надлером и более открыто Маргарет Гуллан-Вур). Однако тщательный анализ обеих памфлет показывает, что возможное влияние было довольно ограниченным, и хронология источников не позволяет определить, повлиял ли учитель на ученика или наоборот.

Помимо этого вопроса, на который из-за отрывочного исходного материала, вероятно, никогда не будет дан точный ответ, поздние работы Ван ден Эндена представляют большой интерес. Очевидно, что вместе с Йоханом Де Ла Кортом он должен считаться одним из самых ранних голландских писателей и ранних современных пропагандистов демократии . Его защита толерантности , светского государства , общественного образования и менее жестоких форм правосудия помещает его в эпоху просвещения . Более того, его радикальный аболиционизм уникален даже в кругу амстердамских вольнодумцев. Наконец, беспокойство Ван ден Эндена о социальных проблемах и его предложения об организованных формах солидарности, предположительно под влиянием Плохоя, должны считаться оригинальными для его времени.

Работы

  • Philedonius (1657)
  • Kort Verhael van Nieuw Nederland (1662)
  • Vrye Politijke Stellingen (1665)
  • Vrije Politijke Stellingen (ред. W. Klever, 1992)

Примечания

  1. Frank Mertens, Ghent University. (30 июня 2009). Дата обращения: 1 июня 2019. 13 марта 2017 года.
  2. , с. 140.
  3. Frank Mertens, Ghent University. (30 июня 2009). Дата обращения: 1 июня 2019. 5 марта 2016 года.

Литература

  • M. Bedjai, 'Metaphysique, éthique et politique dans l'œuvre du docteur Franciscus van den Enden (1602—1674)', Studia Spinozana , nr. 6 (1990), с. 291—301.
  • J. Israel , The Radical Enlightenment , Oxford: Oxford University Press, 2001.
  • W. Klever, 'Proto-Spinoza Franciscus van den Enden', Studia Spinozana , nr. 6 (1990), с. 281—289.
  • J. v. Meininger & G. van Suchtelen, Liever met wercken, als met woorden , Weesp: Heureka, 1980.
  • K. O. Meinsma, Spinoza en zijn kring , Den Haag, 1896, с. 125—157.
  • Omero Proietti, Philedonius, 1657. Spinoza, Van den Enden e i classici latini , Eum, Spinozana, Macerata 2010, с. 344.( )
  • Энтони Готлиб. Мечта о Просвещении. Рассвет философии Нового времени = Anthony Gottlieb. The Dream of Enlightenment: The Rise of Modern Philosophy. — М. : Альпина нон-фикшн, 2020. — ISBN 978-5-00139-078-7 .

Ссылки

Источник —

Same as Франциск Ван Ден Энден