Школа фабрично-заводского ученичества
- 1 year ago
- 0
- 0
Антверпенская школа ( нидерл. Antwerpse School ) — условное название художественной школы , существовавшей на протяжении нескольких веков в городе Антверпен , ныне Бельгия .
В начале XVI века город Антверпен, порт и промышленный центр, окончательно перехватил экономическое значение у города Брюгге . Повышение материального положения жителей, тесные связи герцогства Брабант с Италией, её известными на то время экономическими и художественными центрами, способствовали превращению Антверпена в значительный художественный центр. Уже в начале XVI века была заложена религиозная, предпринимательская и художественная традиция — традиция посещения Неаполя, Рима, реже Венеции. В XVII веке на первые места вышли Рим и Генуя , последняя была наиболее связана с испанскими Южными Нидерландами (Фландрией) как экономически, так и в художественном плане. Здесь годами работали Питер Пауль Рубенс , Антонис ван Дейк . А художники из Фландрии, братья Лукас и Корнелис де Валь создали в Генуе даже собственную мастерскую.
В Антвепене возникает собственная гильдия Святого Луки , которая станет значительным художественным центром и профессиональным учреждением художников города с долгим сроком существования. Особенностью гильдии была способность признавать своими членами женщин-художниц, на что решалась далеко не каждая гильдия, среди её членов была и Клара Петерс . Гильдия просуществовала до XIX века, хотя её значение постепенно уменьшалось в связи с формированием и укреплением Академий художеств, которые соединили функции гильдии Св. Луки и художественной школы.
Уже в XVI веке представители антверпенской школы достигли заметных успехов, хотя были разделены на две значительные ветви -
Мощные реалистичные установки нидерландского искусства не позволили органично сочетать маньеристические воздействия с национальным реализмом, который оставался ярко воспроизведенным в местном портретном и бытовом жанре ( Питер Артсен , Франс Флорис ). Но маньеристические влияния преобладали в создании произведений библейской тематики и в мифологических и аллегорических композициях.
Позднее мощная реалистическая традиция будет преобладать и сделает возможным приближение национального искусства к демократической ветви итальянского барокко — итальянскому караваджизму, находки которого не обойдут Рубенса , Теодора Ромбоутса , Питера ван Моля , Теодора ван Луна, Герарда Дюфе. В XVII веке Антверпен утвердится в качестве столицы фламандского искусства. Именно в этом городе трудились ведущие фламандские художники XVII века .
Как и итальянские художники, представители антверпенской школы делали фрески. В XVII веке аристократический слой Голландии, где декоративная картина не получила распространения и не была развита, обращался за созданием декоративных стенописей именно к фламандским мастерам. Важной особенностью национального искусства во Фландрии было создание тканых фресок-ковров. Поэтому к созданию картин под будущие ковры-аррасы была привлечена лучшая часть художников антверпенской школы, их делали Корнелис Схют , Бернарт ван Орлей , Питер Кук ван Альст , Рубенс , Якоб Йорданс , Йоос де Момпер , Давид Тенирс-младший . Мастера гобеленов из Фландрии были приглашены также в Рим, где работали годами.