Наджмуддин аль-Казвини
- 1 year ago
- 0
- 0
Наджмуддин Баммат ( фр. Najm oud-Dine Bammate , пушту نجم الدین بمات , кум. Нажмуддин Баммат Гьайдарны уланы, Nacmuddin Bammat Haydarnı ulanı , 8 декабря 1922 — 15 января 1985 ) — франко - афганский интеллектуал кумыкского происхождения, писатель, лингвист и исламовед .
Наджмуддин Баммат родился 8 декабря 1922 года в Париже , в семье Хайдара Баммата , в 1918—1920 бывшего министром иностранных дел Республики Союза народов Северного Кавказа , затем проживавшего в эмиграции во Франции . Отец, Хайдар Баммат — кумык , мать — чеченка Зейнаб, племянница первого премьер-министра Республики и друга Хайдара — Абдул-Меджида Чермоева . Наджмуддином назван в честь своего дедушки.
Отец Наджмуддина был выпускником юридического факультета Санкт-Петербургского Университета , эмигрировал в Париж в начале 1920-х годов, после захвата власти на Северном Кавказе большевиками . Хайдар был увлечен историей ислама и его ролью в современной цивилизации. Благодаря своим привилегированным связям с афганской монархией Хайдар Баммат получил гражданство страны в 1922 году и стал послом Афганистана в Париже и Берне . Он также являлся автором нескольких публикаций под псевдонимом Жорж Ривуар, в том числе короткого труда «Вклад мусульман в цивилизацию», и фундаментального исследования «Лики ислама» ( фр. Visages de l'islam ), выпущенного в свет в в 1947 году , в котором Наджмуддин написал главу об искусстве.
Под влиянием работ отца Наджмуддин Баммат продолжил обучение римскому праву в Лозанне , где он защитил диссертацию на тему «Происхождение и природа наследия Синенди Модо» , обучался на курсах Луи Массиньона в Париже , изучал мусульманское богословие в египетском аль-Азхаре , социальные науки в Кембридже и Париже ( Cambrigde Trinity College , Institut des Langues Orientales, Ecole des Hautes Etuds) . Будучи всесторонне развитым, он владел несколькими языками . Во время своего пребывания в Каире он встречался с Рене Геноном , который подарил отцу Наджмуддина свою работу « Символизм креста », которое оказало на Наджмуддина большое влияние .
В 1947 году был назначен делегатом Афганистана в ООН и стал членом ЮНЕСКО , где в 1958 году также был координатором проекта «Восток-Запад» . Там Наджмуддин занимал несколько должностей до 1979 года , в результате став специальным советником заместителя генерального директора по культуре и коммуникациям.
К нему также обращались сторонники межрелигиозного диалога, он был участником многих международных межкультурных симпозиумов. В беседах со своим другом, , Наджмуддин делился своими взглядами на необходимость примирения «подлинности и современности» в исламе. Он также был очень активен в организации бесед об исламе в молодежных и культурных центрах Парижа и в религиозных домах в регионах.
В середине 1970-х годов являлся преподавателем исламоведения в Университете Париж-VII . С 1983 года, по просьбе Берка, Наджмуддин вёл программы об исламе на телевидении. Он записал несколько программ для France Culture в сотрудничестве с Евой де Витр-Мейерович, специалистом по Джалалуддину Руми и суфизму. В начале 1980-х годов Парижский университет VII присудил Наджмуддину звание профессора. Также вёл лекции в Сорбонне .
Его вклад способствовал распространению возвышенной, открытой и утончённой концепции понимания ислама. Как пишет Жан д’Ормессон в предисловии к публикации некоторых лекций Баммата:
«Он был ослепителен. Каждый, кто хоть раз встречался с ним, был очарован его знаниями и талантом. Его дискурс, наполненный духовностью, обращен к универсальному, выходящему за конфессиональные или политические рамки. Его видение ислама было основано на внутренней истине, опора и точка равновесия которой соответствовали, кроме того, понятию духовной тайны (сирр), которая, по его мнению, мусульманская цивилизация проявляла во внешней проекции на этический и эстетический, а также и на технический уровень. Отсюда, по его словам, возможности, которые ислам имел в адаптации к современным реалиям» .
Наджмуддин Баммат умер 15 января 1985 года в парижском метро . Похоронен на мусульманском кладбище Бобиньи , там же, где отец и мать .
Детей Наджмуддин после себя не оставил.
Брат Наджмуддина, Тимур (Темирбулат, назван в честь дяди Темирбулата Бамматова ), являлся французским авиаконструктором , руководителем группы инженеров в Sud Aviation (затем Aérospatiale ), разработававшей модели Airbus A300 и Concorde . Команда Тимура (известная под внутренним названием «команда пиратов» ) занималась разработкой целой линейки ключевых французских и совместных европейских летательных аппаратов, как гражданских, так и военных .
В Стамбуле в 1990 году создан архивный раздел «Bammate Collection», где хранятся работы и материалы, связанные как с отцом Хайдаром, так и сыном Наджмуддином .