Interested Article - Видаль-Наке, Пьер
- 2021-02-01
- 2
Пьер Видаль-Наке ( фр. Pierre Emmanuel Vidal-Naquet ; 23 июля 1930 , Париж — 29 июля 2006 , Ницца ) — французский историк-эллинист, общественный деятель и публицист. Профессор Высшей школы социальных наук , директор Центра имени Луи Жерне.
Биография
Родился в еврейской семье. Его отец Люсьен Видаль-Наке участвовал в деле Дрейфуса в качестве адвоката. После оккупации Франции во время Второй мировой войны отец и мать Видаля-Наке участвовали в движении Сопротивления , но в мае 1944 года были арестованы и отправлены в концентрационный лагерь Освенцим , где погибли.
Видаль-Наке окончил колледж Карно в Париже, затем изучал историю в университетах Кана и Лилля . В молодые годы он находился под значительным влиянием сюрреализма и уже в 18-летнем возрасте основал с Пьером Нора , также известным историком в будущем, издание «Imprudence».
Научные труды
Основные труды Видаля-Наке, начиная с первой книги о Клисфене Афинском (1964), были посвящены истории Древней Греции , в числе лучших среди них — «Чёрный охотник» (1981); особенной популярностью пользовался цикл из трёх книг, написанный совместно с его другом Жаном-Пьером Вернаном : «От мифологического к рациональному» ( фр. La Grèce ancienne — Du mythe à la raison ; 1990 ), «Пространство и время» ( фр. La Grèce ancienne — L'espace et le temps ; 1990 ) и «Ритуалы перехода и трансгрессии» ( фр. La Grèce ancienne — Rites de passage et transgressions ; 1992 ). В содружестве с Вернаном написана и книга «Труд и рабство в Древней Греции» ( фр. Travail et esclavage en Grèce ancienne ; 2002 ). Некоторые сочинения Видаля-Наке лежат на грани истории и филологии: таковы, в частности, «Мир Гомера» ( фр. Le monde d'Homère ; 2002 ) и «Разбитое зеркало: Афинская трагедия и политика» ( фр. Le miroir brisé : tragédie athénienne et politique ; 2002 ). Популярный характер носила последняя книга Видаля-Наке, прослеживавшая историческую судьбу восходящего к Платону мифа об Атлантиде ( фр. L'Atlantide. Petite histoire d'un mythe platonicien ; 2005 ).
Общественная и публицистическая деятельность
Пьер Видаль-Наке был также публицистом, приверженцем социализма и марксизма в их гуманистической редакции; не приемля сталинизм и его наследников, он одно время входил в Объединённую социалистическую партию Франции и симпатизировал посттроцкистской группе « Социализм или варварство ». Объединённая социалистическая партия Франции занимала более левые позиции, чем Французская секция Рабочего интернационала , которую Видаль-Наке считал реформистской и колонизаторской (во Французской коммунистической партии он разочаровался ещё после её поддержки расправы над Ласло Райком в Венгрии в 1949 году).
Во время Алжирской войны за независимость он, наряду с Жаном-Полем Сартром и другими, был среди авторов Манифеста 121, призывавшего к кампании гражданского неповиновения против войны; Видалю-Наке принадлежат четыре книги об этой войне, одна из которых красноречиво называлась «Преступления французской армии в Алжире» ( фр. Les Crimes de l'armée française Algérie 1954-1962 ). В алжирских сочинениях Видаля-Наке задействован его опыт историка, что сказывается, прежде всего, в их тщательной документированности.
8 февраля 1971 года Видаль-Наке вместе с Мишелем Фуко и основал одно из первых новых социальных движений во Франции — «Группу информации о тюрьмах» ( фр. Groupe d'information sur les prisons ) для борьбы за права заключённых. Он активно выступал за мирное урегулирование палестинского вопроса, став в 2003 году одним из инициаторов открытого письма «Другой голос евреев» ( фр. Une autre voix juive ), содержащего требование предоставить палестинскому народу возможность создать полноценное государство со столицей в Иерусалиме и называющего израильского премьер-министра Ариэля Шарона «преступным политиком» .
Видаль-Наке неоднократно выступал с резкой критикой отрицания Холокоста (равно как и отрицания геноцида армян ) и, в частности, был среди самых принципиальных оппонентов Ноама Чомского по поводу Дела Фориссона . Статьи Видаля-Наке по этому вопросу собраны в книге «Убийцы памяти» ( фр. Les Assassins de la mémoire ; 1995 ). Он противостоял историческому ревизионизму и в случае с попыткой оправдать французский колониализм в «Законе о колониализме», принятом в парламенте консервативным большинством Союза за народное движение в 2005 году. В конечном итоге, протесты ряда ведущих историков страны, включая Видаля-Наке, заставили президента Ширака ветировать закон в 2006 году.
Членкор Британской академии (1999) .
Отзывы
Академик Г. М. Бонгард-Левин называл Видаль-Наке выдающимся учёным .
Публикации на русском языке
- Мишель Фуко от 14 июня 2007 на Wayback Machine // Индекс/Досье на цензуру . — 1999. — № 7—8. — в том числе «Манифест Информационной группы по тюрьмам» , М. Фуко и П. Видаль-Наке; интервью с М. Фуко и П. Видаль-Наке (1971).
- Пьер Видаль-Накэ . Чёрный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. — М.: Ладомир, 2001. — 432 с. ISBN 5-86218-393-0
- Атлантида: краткая история платоновского мифа. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики , 2012. — 208 с. — (Исследования культуры.)
Примечания
- ↑
- Pierre Vidal-Naquet //
- Archives de Paris
- (фр.)
- . Дата обращения: 28 ноября 2006. 25 ноября 2006 года.
- от 25 июля 2015 на Wayback Machine
- Бонгард-Левин Г. Μ. от 26 июля 2015 на Wayback Machine // Видаль-Накэ П. Чёрный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. — М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2001. — С. 5—7
Ссылки
- от 13 марта 2007 на Wayback Machine
- 2021-02-01
- 2