После опубликования в 1542 году римским издателем, родом из
Азолы
,
(
итал.
Antonio Blado
; 1490—1567)
центона
Еврипида
с таким названием «Христос страждущий», трагедия приписывалась, следуя мнению издателя,
св. Григорию Назианзину
(329—389). В
Новейшее время
появились исследования, показывающие, что пьеса составлена в
Средние века
и является единственной
драмой
, которую произвела
византийская литература
. Однако научное сообщество не пришло к консенсусу, другие исследователи придерживаются традиционной атрибуции произведения, и в начале XXI века эта гипотеза продолжает набирать сторонников. В построении и стиле трагедии заметно сильное подражание пьесам
Еврипида
.
По мнению одного из авторов
ЭСБЕ
, филолога
Александра Малеина
, драма явно не предназначалась для
сцены
и представляет собой произведение единое, естественное, хорошо продуманное и глубоко прочувствованное. Лучшими стихами, действительно драматической сценой, являются стихи 727—837, где изображаются
Богоматерь
и
Иоанн Богослов
у креста Спасителя.
Критическое издание текста принадлежит Брамбсу (J. G. Brambs; Лейпциг, 1885
).
Примечания
Brambs J.G. De auctoritate tragoediae christianae quae inscribi solet Χριστὸς πάσχων Gregorio Nazianzeno falso attributae / J.G. Brambs. — S. l.: Eichstadii, M. Daentler, 1883. — С. 62-72.
Малышев Н.
// Христианин. — Сергиев Посад. — 1909. — Т. 3, сентябрь — декабрь. — С. 488—518 (ноябрь); 754—768 (декабрь); 1910. — Т. 1, январь — апрель. — С. 45 — 68 (январь).
Основные цели создания трагедии «Χριστὸς πάσχων» («Страждущий Христос») // Вісник Чернігівського Державного Педагогічного Університету. — 2006. — № 4. — С. 16-19.
Михалицын П. Е.
Триадология свт. Григория Богослова и триадология трагедии «Χριστὸς πάσχων» («Страждущий Христос»). Сравнительный анализ // Проблемы теологии. — 2006. — Вып. 3. — Ч. 2. — С. 63-72.
Михалицын П. Е.
Трансформация смысла античных реминисценций в трагедии Χριστὸς πάσχων («Страждущий Христос») // Проблемы истории, филологии и культуры. — 2006. — Т. 16 / 2. — С. 12-20.
Михалицын П. Е.
// Вістник Харківського національного університету імені В. Н. Каразіна. — 2007. — № 762. — С. 251—262.
Михалицын П.
Мариология трагедии «Χριστὸς πάσχων»(«Страждущий Христос») и ее сопоставление с мариологией Григория Назианзина (Богослова) // Актуальні проблеми вітчизняної та всесвітньої історії: зб. наук. праць / ред. кол. С. Посохов та ін. — Харків. — 2007. — Вип. 10. — С. 202—213.
Михалицын П. Е.
О христологических аспектах трагедии Χριστ ὸ ς πάσχων («Страждущий Христос») и их сопоставление с христологией свт. Григория Богослова / П. Е. Михалицын // Власть, общество и церковь в Византии: сб. науч. статей; [отв. ред. С. Н. Малахов; сост. Н. Д. Барабанов, С. Н. Малахов]. — Армавир, 2007. — С. 19-49.
Михалицын П. Е.
Культурно-исторические предпосылки возникновения трагедии Χριστὸς πάσχων («Страждущий Христос»): драматургическая инновация Григория Назианзина // Дриновський збірник. — 2008. — Т. 2. — С. 69-75.
Михалицын П. Е.
Об основных целях создания и литературном достоинстве трагедии «Χριστὸς πάσχων» («Страждущий Христос») // Древнее Причерноморье [под ред. И. В. Немченко и др.]. — 2008. — Вып. 8. — С. 249—255.
Михалицын П. Е.
История атрибуции византийской трагедии «Christòs Páschōn» («Страждущий Христос») // Східний світ. — 2010. — № 1. — С. 118—135.
Михалицын П.
Христианские центоны как средство трансляции богословских идей в ранневизантийский период на примере трагедии «Χριστ ὸ ς πάσχων» («Christus patiens», «Страждущий Христос») // Материалы IV студенческой научно-богословской конференции Санкт-Петербургской православной духовной академии (Санкт-Петербург, 10-11 мая 2012 г.). — СПб.: Изд-во СПбПДА, 2012. — С. 278—290.