«Эйнште́йн на пля́же»
(
англ.
Einstein on the Beach
) — опера американского композитора
Филипа Гласса
, одно из наиболее известных произведений музыкального
минимализма
. Написана весной — осенью 1975 года. Впервые исполнена 25 июля 1976 года на
Авиньонском фестивале
в постановке режиссёра
Роберта Уилсона
, участвовавшего также в создании
либретто
.
Это первое произведение Гласса для оперной сцены — и самое продолжительное: опера идёт без антрактов и длится около 5 часов, в связи с чем зрителям во время спектакля разрешается тихо входить и уходить когда вздумается
.
Содержание
«Эйнштейн на пляже» — абстрактное представление, не имеющее связного сюжета. Действие первой сцены происходит возле поезда; второй — в зале суда; третья — массовый танцевальный номер «в поле» (пустая сценическая площадка без декораций). Затем та же последовательность повторяется в следующих трёх сценах: поезд, суд, танец.
Текст, произносимый и пропеваемый персонажами, носит отвлечённый характер. В опере звучат
слоги сольфеджио
, последовательности чисел, абсурдные монологи, большая часть которых была написана подростком-
аутистом
, игравшем и в постановке оперы. Актёр Сэмюэл М. Джонсон, исполнявший на премьере роли пожилого судьи и водителя автобуса, и хореограф
Лусинда Чайлдс
внесли вклад в либретто, сочинив тексты монологов, которые читают их персонажи.
Заглавный герой, Эйнштейн, не поёт и не говорит в опере ни слова. Авторы использовали известное увлечение
Альберта Эйнштейна
игрой на скрипке и поручили его роль скрипачу.
Музыка
Музыка оперы была написана для исполнения небольшим инструментальным «
», состоявшем из двух
синтезаторов
(
электроорганов
),
деревянных духовых
(три исполнителя, меняющих инструменты) и
скрипки
(на сцене).
Кроме них, используются хор из 16 человек и солистка-
сопрано
. Имеются также разговорные роли (две женщины, мужчина, ребёнок).
Структура
«Эйнштейн на пляже» состоит из пролога и четырёх актов, перемежающихся
интермедиями
— музыкальными связками, которые Уилсон назвал
Knee Plays
, то есть «сочленениями» оперы (от
англ.
knee
— «коленный сустав»)
:
-
Пролог (электроорган соло)
-
Сочленение № 1
(электроорган, смешанный хор)
-
Акт I
-
Сцена 1: «Поезд» (
флейта-пикколо
,
саксофон
-сопрано, саксофон-тенор, вокальные соло — сопрано и
контральто
, смешанный хор, два электрооргана)
-
Сцена 2: «Суд»
-
Выход (три
флейты
, женский хор, электроорган)
-
Монолог «Mr. Bojangles» (скрипка соло, две флейты,
бас-кларнет
, смешанный хор, два электрооргана)
-
Монолог «Paris» / «All Men Are Equal»
(электроорган соло)
-
Сочленение № 2
(скрипка соло)
-
Акт II
-
Сцена 1: Танец № 1 (флейта-пикколо, саксофон-сопрано, саксофон-альт, вокальные соло — сопрано и контральто, два электрооргана)
-
Сцена 2: «Ночной поезд» (вокальные соло — сопрано и
тенор
, две флейты, бас-кларнет, смешанный хор, электроорган)
-
Сочленение № 3
(смешанный хор
а капелла
)
-
Акт III
-
Сцена 1: «Суд / Тюрьма»
-
Монолог «Prematurely Air-Conditioned Supermarket» (смешанный хор, электроорган)
-
Ансамбль (три флейты, два электрооргана)
-
Монолог «I Feel the Earth Move» (саксофон-сопрано, бас-кларнет)
-
Сцена 2: Танец № 2 (скрипка соло, вокальное соло — сопрано, смешанный хор, электроорган)
-
Сочленение № 4
(скрипка соло, мужской хор)
-
Акт IV
-
Сцена 1: «Здание» (два электрооргана, свободные импровизации деревянных духовых и хора, саксофон-тенор соло)
-
Сцена 2: «Ложе»
-
Каденция
(электроорган соло)
-
Прелюдия
(электроорган соло)
-
Ария
(вокальное соло — сопрано, электроорган)
-
Сцена 3: «
Звездолёт
» (флейта, саксофон-тенор, бас-кларнет, скрипка соло, вокальное соло — сопрано, смешанный хор, два электрооргана)
-
Сочленение № 5
(скрипка соло, женский хор, электроорган)
Примечания
-
на сайте композитора philipglass.com (
от 23 октября 2021 на
Wayback Machine
)
-
Philip Glass. Music by Philip Glass. — New York, Harper and Row, 1997.
-
В оригинальной постановке 1976 года — монолог пожилого судьи «Paris»; для постановки 1984 года Сэмюэл М. Джонсон написал новый монолог своего персонажа — «All Men Are Equal».
Литература
-
Wim Mertens.
American Minimal Music. — London: Kahn & Averill, 1988. — P. 67, 79—82. —
ISBN 1-871082-00-5
.
Ссылки
-
на сайте композитора philipglass.com
-
в энциклопедии сюжетных приёмов
TV Tropes
-
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|