Interested Article - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Гласс)

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 « Тирольский » ( «Tirol» ) — сочинение американского композитора Филипа Гласса .

Создан в 2000 году по заказу тирольского управления по туризму и Штутгартского камерного оркестра . Впервые исполнен этим оркестром 22 сентября 2000 года на ежегодном фестивале современной музыки « » в Енбахе ; солистом и дирижёром выступил многолетний сотрудник Гласса Деннис Рассел Дэвис , специально попросивший композитора написать концерт так, чтобы оркестром можно было управлять сидя за фортепиано.

Первая студийная запись — 2002 год, исполнители те же. Издавалась в 2002 и 2004 годах, в 2011 году включена в четвёртый выпуск собрания концертов Гласса «The Concerto Project».

Описание

Основой музыки концерта послужила анонимная тирольская песня-молитва начала XIX века «Maria! hilf doch mir» (« Мария , помоги мне!»), с которой Гласс познакомился в архивах Тироля. Это стало для композитором первым опытом цитирования музыкального фольклора; позже во Втором фортепианном концерте он использовал индейскую мелодию.

Первая часть начинается непосредственно с обработанной темы песни, исполняемой одним только фортепиано в умеренном темпе, в духе хорала . Далее включается оркестр, темп ускоряется, тема развивается и видоизменяется.

То, что вы слышите в начале, — тирольская народная песня; она, разумеется, звучит похоже на все другие народные песни мира, которые вообще обладают этим свойством: казаться давно знакомыми. (Гласс)

Вторая часть, медленная, элегическая, родственна написанному незадолго до того фрагменту «Raising the Sail» («Подъём паруса») из музыки Гласса к фильму « Шоу Трумана » (1998). В фильме, однако, данный фрагмент длится всего пару минут, в концерте же средняя часть развёрнута куда более масштабно и продолжительностью превосходит обе другие, вместе взятые. Мелодические интонации близки к начальной фразе песни с её характерным плавным поступенным движением. Структурно часть представляет собой 11 вариаций на повторяющуюся гармоническую последовательность по типу чаконы .

В светлой и жизнерадостной третьей части тема «Maria! hilf doch mir» вновь возвращается целиком.

Общее время звучания концерта — около 27—29 минут.

Состав оркестра

Примечания

  1. По-английски «Тироль» — «T y rol», но автором использовано немецкое написание: «T i rol Concerto for Piano and Orchestra».
  2. , p. 16.
  3. , p. 118.
  4. , p. 36.
  5. , p. 44.

Литература

  • Philip Glass. Tirol Concerto for Piano and Orchestra. — New York: Dunvagen Music Publishers, 2000. (Первое нотное издание.)
  • Robert Maycock. . — London: Sanctuary Publishing, 2002. — 191 p. — ISBN 1-86074-347-1 .
  • Wilhelm Delport. . — University of Cape Town, 2015. (Содержит полную партитуру второй части концерта и нотные фрагменты из первой части.)

Ссылки

  • на сайте композитора philipglass.com
  • на сайте композитора philipglass.com
Источник —

Same as Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Гласс)