Interested Article - Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Гласс)
- 2020-10-10
- 1
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 «В честь Льюиса и Кларка» ( англ. «After Lewis and Clark» ) — программное сочинение американского композитора Филипа Гласса , созданное в 2004 году к двухсотлетию экспедиции Льюиса и Кларка .
Впервые исполнен в 2004 году в городе Линкольн (столице штата Небраска , по которому проходила часть маршрута экспедиции) под управлением . Партию фортепиано исполнял , партию — Карлос Накаи .
Первая студийная запись — 2006 год, Northwest Chamber Orchestra под управлением ; оба солиста — те же, что на премьере. Издана в том же году во втором выпуске собрания концертов Гласса «The Concerto Project».
Описание
Произведение имеет традиционную для концерта трёхчастную структуру с медленной средней частью и быстрыми крайними. Общее время звучания — около 35 минут.
I. Мечта (The Vision)
Первую часть композитор характеризовал как полную неудержимой энергии ( англ. «musical steamroller» ), выражающую порыв, решимость, устремлённость.
Постепенное нарастание напряжения приводит к кульминации — призывному соло трубы, после чего музыка успокаивается и плавно затихает.
II. Сакагавея (Sacagawea)
Вторая часть, названная именем участвовавшей в экспедиции девушки-индеанки, представляет собой мягкий диалог «европейского» фортепиано и индейской флейты в сопровождении струнных и малого барабана. Прочие духовые инструменты молчат.
Построена на двух темах: одна, лирическая, — музыкальный портрет Сакагавеи, чьё имя означает «Женщина-Птица»; другая, оживлённая, — танцевальная мелодия из музыкального фольклора шошонов , народа Сакагавеи.
III. Земля (The Land)
Третья часть написана в вариационной форме . Солист и оркестр взаимодействуют по принципу канона : в то время, как фортепиано играет следующую вариацию, остальные музыканты исполняют оркестровку предыдущей.
По замыслу автора, широкое музыкальное развитие изображает не только пространственные просторы американского Запада, но и временну́ю протяжённость:
Я хотел, чтобы заключительная часть выражала также течение времени: чем эта земля была прежде экспедиции — и чем стала после.
Оригинальный текст (англ.)I wanted this final movement to reflect also the expanse of time — what the land was before the expedition and what it became after.
Исполнив сурово-задумчивое вступление, оркестр умолкает, и фортепиано в одиночестве представляет тему; затем следуют шесть вариаций, после них — каденция , написанная Полом Барнсом на основе исходной темы части, и заключение.
Инструменты
В концерте используется оркестр небольшого состава:
- Фортепиано соло.
- Индейская флейта (только во второй части), гобой , кларнет , фагот .
- Труба , 2 валторны (in F).
- Ударные (1 исполнитель): большой барабан , малый барабан , тарелки , бубен .
- Первые и вторые скрипки , альты , виолончели , контрабасы .
Ссылки
- на сайте композитора philipglass.com
- на сайте композитора philipglass.com
- 2020-10-10
- 1