Interested Article - Ипполитов-Иванов, Михаил Михайлович
- 2020-10-06
- 2
Михаи́л Миха́йлович Ипполи́тов-Ива́нов (настоящая фамилия — Ива́нов ; 7 [19] ноября 1859 , Гатчина , Санкт-Петербургская губерния — 28 января 1935 , Москва ) — русский и советский композитор , дирижёр , педагог. Народный артист Республики (1922). Большая часть карьеры Ипполитова-Иванова связана с Московской консерваторией .
Биография
Ипполитов-Иванов родился в Гатчине , близ Санкт-Петербурга , 7 (19) ноября 1859 года .
Музыке учился с детства — сначала игре на скрипке , затем, живя уже в Петербурге, получил музыкальное образование в музыкальных классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе (1872—1875). В 1875 году поступил в Петербургскую консерваторию сначала в класс контрабаса , затем — специальной теории музыки, а через несколько лет (1880) — в класс композиции к Н. А. Римскому-Корсакову . Закончил обучение в 1882 году .
С 1882 по 1893 годы работал в Тифлисе (ныне — Тбилиси ) в качестве руководителя основанного им отделения Русского музыкального общества , оперно-симфонического дирижёра и преподавателя музыкального училища. В Тифлисе в классе Иполитова-Иванова начинает своё музыкальное образование польский композитор и педагог Витольд Малишевский . В 1895 году, на основе армянских народных мелодий, записанных им в Нахичевани , композитор создаёт « Армянскую рапсодию » , а в 1933 году он пишет 4 пьесы на армянские народные темы для струнного квартета .
С 1893 года , по приглашению Чайковского , Ипполитов-Иванов — профессор Московской консерватории, а в 1906 — 1922 годах — её ректор. В 1899 — 1906 годах дирижёр Московской частной русской оперы Саввы Мамонтова и Оперы Зимина . С 1909 г. дирижировал в Исторических концертах С. Н. Василенко. С 1925 дирижёр Большого театра . Под его руководством впервые были исполнены оперы « Царская невеста », « Кащей Бессмертный » и др.
Жена — оперная певица В. М. Зарудная .
Умер 28 января 1935 года . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище .
Педагогическая деятельность
В Московской консерватории Ипполитов-Иванов преподавал гармонию, инструментовку, композицию, вёл оперный класс. Среди его учеников были А. М. Баланчивадзе , С. Василенко , Р. Глиэр , А. Гольденвейзер , Р. Меликян , К. Закарян , К. Игумнов , Т. Бубек . В 1905 году в качестве заместителя сменил на посту директора Московской консерватории В. И. Сафонова , ушедшего в годичный отпуск. В 1906 году, после отказа Сафонова продолжать работу в консерватории, стал её директором. Отдал много сил сохранению традиций Московской консерватории в годы Первой мировой войны и Октябрьской революции , стремился сохранить её профессорско-преподавательский состав, изыскивал необходимые средства и т. д. В 1917 году совместно с женой организовал Оперно-вокальную студию имени П. И. Чайковского (существовала до 1924 года). 2 октября 1922 года Совет консерватории принял отставку Ипполитова-Иванова с поста ректора.
Творчество
В своём творчестве ориентировался на учителя — Н. А. Римского-Корсакова . Использовал русский , грузинский и армянский фольклор. В области гармонии был чужд новаций. Преимущественное внимание уделял жанру оперы . Сочинял русскую церковную музыку . Принимал участие в переносе грузинских духовных песнопений на ноты, внёс большой вклад в процесс сбора и издания грузинских народных песен. Среди наиболее часто исполняемых сочинений Ипполитова-Иванова — оркестровая сюита «Кавказские эскизы», хоры «Благослови, душе моя, Господа», «Се ныне благословите Господа», «Гимн пифагорейцев».
Награды
- народный артист Республики (1922)
- орден Трудового Красного Знамени (30.01.1934)
Память
Именем М. М. Ипполитова-Иванова названы музыкальные школы в Москве , Гатчине (на здании установлена мемориальная доска) и Ростове-на-Дону; музыкальная школа № 1 в Костроме , а также известнейшее Московское музыкальное училище ныне Государственный музыкально-педагогический институт ( Москва ).
В ноябре 2019 года в Москве рядом с Государственным музыкально-педагогическим институтом открыт первый памятник М. Ипполитову-Иванову (автор — скульптор Айдын Зейналов) .
В ноябре 2021 году установлен памятник в Гатчине у здания детской музыкальной школы, носящей имя композитора.
В Тбилиси названа улица в честь М. М. Ипполитова-Иванова (административный район Глдани-Надзаладеви).
Музыка Ипполитова-Иванова в кино
- « Сны » (1990) — «В ауле» из сюиты «Кавказские эскизы»
Список произведений
Оперы
- Ор. 6. «Руфь» (1883—86, 1-я постановка в 1887 году).
- Ор. 30. « Ася » (1900, 1-я постановка в 1900 году): .
- Ор. 43. «Измена» (1908—09, 1-я постановка в 1910 году): .
- Ор. 53. «Оле из Нордланда» (1915, 1-я постановка в 1916 году): .
- Ор. 74. «Последняя баррикада» (1933).
Сочинения для оркестра
- Ор. 1. «Яр-Хмель (Весенняя увертюра)» (1881).
- Ор. 2. Скерцо (после 1881?).
- Ор. 10. Сюита № 1 « » (1894): .
- Ор. 34. Симфониетта (1902?, оркестровая версия скрипичной сонаты).
- Ор. 42. Сюита № 2 «Иверия» (1896): .
- Ор. 46. Симфония № 1 (1907).
- Ор. 48. « Армянская рапсодия на народные темы » (1895).
- Ор. 50. «На Волге», музыкальная картинка (1910?).
- Ор. 54. «Мцыри», симфоническая поэма для оркестра и голоса ad libitum (1923—24): .
- Ор. 55. «Тюркский марш» (1926).
- Ор. 56. «Из песен Оссиана», 3 музыкальные картины (1925): .
- Ор. 62. Сюита № 3 «Тюркские фрагменты» (1930): .
- Ор. 65. Сюита № 4 «В степях Туркменистана» (1935).
- Ор. 69. Сюита № 5 «Музыкальные картинки Узбекистана» (1935?).
- Ор. 79. «Каталонская сюита» (1932?).
- Симфония № 2 «Карелия» (без опуса; 1935).
Сочинения для хора
- Ор. 12. «Коронационная приветственная кантата» для детского хора и оркестра (1895)
- Ор. 18. «5 характерных картинок» для женского или смешанного хора и оркестра (1897):
- Ор. 24. «Новгородская былина о лебеди белой» для смешанного хора (1894 или 1898)
- Ор. 29. «2 запричастных стиха» для смешанного хора и фортепиано (1899)
- Ор. 37. Литургия св. Иоанна Златоуста, для смешанного хора без сопровождения
- Ор. 38. «5 херувимских песней» для женского хора (1903).
- Ор. 39. «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» для смешанного хора, 10-ти флейт, 2-х арф и тубы (1904):
- Ор. 43а. «Избранные молитвословия из Всенощного бдения» для смешанного хора (1909?)
- Ор. 49. Кондак св. Апостолу Матфею
- Ор. 54. Тропарь на празднование в честь явления Богородицы во граде Казани. Тропарь преподобному Дионисию Радонежскому
- «Привет Горькому» для смешанного хора и фортепиано (без опуса; 1927).
Сочинения для голоса
- Ор. 14. 6 романсов для голоса и фортепиано (1896).
- Ор. 21. 6 романсов для голоса и фортепиано (1897): .
- Ор. 22. 7 романсов для голоса и фортепиано (1897): .
- Ор. 28. 5 романсов для голоса и фортепиано (1899): .
- Ор. 31. 4 романса для баритона и фортепиано (1901): .
- Ор. 37. «Литургия св. Иоанна Златоуста» для смешанного хора (1903).
- Ор. 40. «3 библейских стихотворения» для голоса и фортепиано (1904): .
- Ор. 41. «7 псалмов царя Давида» для голоса и фортепиано или арфы (1905).
- Ор. 45. «Сонеты Вильяма Шекспира» для голоса и фортепиано (1913): .
- Ор. 58. 3 романса для голоса и фортепиано (1925?): .
- Ор. 60. «5 японских стихотворений» для голоса и фортепиано (1928): .
- Ор. 63. 4 романса для голоса и фортепианного трио (1933): .
- Ор. 66. «2 былинки» для голоса и фортепиано (1933): .
- Ор. 68. «4 стихотворения Рабиндраната Тагора » для голоса, флейты (или скрипки) и фортепиано (1935): .
- Ор. 73. «5 русских песен» для голоса и фортепианного трио (1932).
- «3 киргизские песни» для голоса, деревянных духовых и фортепиано (без опуса; 1931).
Камерно-инструментальная музыка
С номером опуса
- Ор. 7. 5 маленьких пьес для фортепиано (1885).
- Ор. 8. Соната для скрипки и фортепиано (1895).
- Ор. 9. Фортепианный квартет (1894): .
- Ор. 13. Струнный квартет (1894): .
- Ор. 71. «Вечер в Грузии», музыкальная картинка для флейты, гобоя, кларнета, фагота и арфы или фортепиано (1935): .
Без номера опуса
- «9 кавказских танцев» для народных инструментов (1883): .
- «2 киргизские песни» для деревянных духовых и фортепиано (1931).
- Вариации для фортепианного трио (1932): .
- «Сборник восточных мелодий в обработке для фортепиано» (1934).
- «3 пьесы на армянские темы» для струнного квартета (1934).
- Ноктюрн для арфы (1934).
- «Испанская серенада» для альта и фортепиано (опубл. в 1954).
Музыка к фильмам
- 1908 — « Понизовая вольница »
- 1909 — « Песнь про купца Калашникова » (фильм не сохранился)
- 1914 — « Волга и Сибирь » (фильм не сохранился)
- 1935 — «Чёрная пасть (Кара-Бугаз)» (совместно с С. И. Потоцким )
Редактирование и обработка чужих сочинений
- Ор. 70. «Женитьба» (1931, 1-я постановка в 1931 году): . Инструментовка и завершение М. П. Мусоргского .
Утраченные и незаконченные работы
- Опера «Азра» (1889—90, оригинал уничтожен автором). Часть музыкального материала вошла в оперу «Измена».
Литературное наследие
- // Артист . — 1895. — № 45.
- . — М. : Лит. о-ва распр. полез. кн., 1895. — 66 с.
- . — М. : Музгиз, 1934. — 159, [1] с.
Литература
Прижизненные
- Чемоданов, Сергей Михайлович . Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов… / С. Чемоданов ; Обложка: I. R. [И. Рерберг]. — Москва : Музыкальный сектор — Гос. изд-во, 1927 (нотопечатня). — 56 с. : портр.; 18х13 см. — (Биографии современных русск. композиторов…).
- Чемоданов, Сергей Михайлович . Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов : К 50-летию музыкальной деятельности / С. М. Чемоданов. — Москва : Гос. муз. изд-во, 1933 («Образцовая» тип.). — Обл., 40 с. : портр.; 18х13 см.
Примечания
- Deutsche Nationalbibliothek Record #119186144 // (нем.) — 2012—2016.
- Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- Mikhail Ippolitov-Ivanov // (англ.)
- . Дата обращения: 16 марта 2013. 21 марта 2013 года.
-
Сергей Бугославский.
М.М. Ипполитов-Иванов: жизнь и творчество. — Музгиз, 1936. — С. 36. — 54 с.
Оригинальный текст (рус.)Вскоре написана была „Армянская рапсодия", построенная на материале армянских народных мелодий, записанных композитором в Нахичевани. Построена рапсодия (т. е. народная фантазия) в общепринятой трехчастной форме со вступлением и аналогичным по музыке заключением (орнаментальная импровизация солирующей скрипки, подражающей кеманче — кавказскому смычковому инструменту). Армянская рапсодия проще и менее ярка, чем первая серия „Кавказских эскизов". В разработке темы применен канон, т. е. проведение одной и той же темы в разных инструментах, причем тема начинается у каждого инструмента позже, чем у предыдущего, сплетаясь с различными своими частями в единое целое
- Г. М. Оленев. Ипполитов-Иванов М. М. // Гондольера — Корсов. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1974. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 2).
- . Дата обращения: 25 декабря 2011. Архивировано из 13 июня 2013 года.
- Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 2. Ангола — Барзас. 1970. 632 стр., илл.: 47 л. илл. и карт.
- . Дата обращения: 10 ноября 2012. 28 апреля 2012 года.
- . Телеканал «Россия. Культура» (12 ноября 2019). Дата обращения: 13 ноября 2019. 12 ноября 2019 года.
- . ТАСС. Дата обращения: 14 ноября 2019. 27 января 2020 года.
Ссылки
- (предпросмотр диссертации)
- (2016)
- / Специальное радио, 2009
- // Musicus: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. — 2019. — № 3 (59). — С. 28—33.
- 2020-10-06
- 2