Аллен, Джеймс
- 1 year ago
- 0
- 0
А́ллен Форт ( англ. Allen Forte ; 23 декабря 1926, Портленд — 16 октября 2014, ) — американский музыковед и преподаватель, теоретик музыки. Как учёный занимался преимущественно гармонией в музыке XX века. Автор музыкальной «теории звуковысотных множеств» ( англ. pitch class set theory , часто сокращённо — англ. set theorу ). Последний термин российские музыковеды переводят как ( Ю. Н. Холопов , В. С. Ценова ) или «сет-теория» (Н. С. Гуляницкая, Т. В. Цареградская).
В детстве учился игре на фортепиано и органе. В конце Второй мировой войны служил в морфлоте США. В 1952 окончил магистратуру Колумбийского университета в Нью-Йорке. Преподавал теорию музыки в колледже при Колумбийском университете (1953-59) и в нью-йоркской Mannes School of Music (1957-59). В 1959—2001 преподавал (с 1968 профессор) теорию музыки в Йельском университете .
На основе теории «звуковысотных классов» (pitch classes) М.Бэббитта Форт развил собственное представление о «комплексе», или «множестве» (complex, set) звуковысотных классов в музыке . Сам Форт проводил аналогию между своей музыкальной теорией и математической теорией множеств . Практический метод анализа, созданный на основе алгоритмов «аналитической редукции» Шенкера , Форт приложил, главным образом, к так называемой атональной музыке XX века: нововенской школы (особенно А.Веберна ), Й. М. Хауэра , А.Хабы , И.Шиллингера и других композиторов. Занимался также исследованиями американской джазовой и популярной музыки, к которой также применил свою теорию рядов.
Теорию рядов Форт окончательно и последовательно изложил в своей монографии «Структура атональной музыки» ( англ. The structure of atonal music ) в 1973 году. Кроме того, положения теории он неоднократно описывал в статьях, которые были опубликованы в престижных научных журналах США («Journal of Music Theory», «Music Theory Spectrum», «Music Analysis», «Perspectives of New Music», «Journal of the American Musicological Society»).
Теория Форта приобрела многих сторонников в современном американском музыковедении. У российских музыковедов, несмотря на их осведомлённость (см. Литературу ниже), гармонический анализ «по Форту» практически не используется. Среди влиятельных критиков этой теории американские музыковеды Ричард Тарускин и .