Форум/Архив/Правила/2012/11
- 1 year ago
- 0
- 0
Рондо́ ( фр. rondeau , от rond – круг ) — поэтическая ( твёрдая форма ) и музыкальная форма с рефреном преимущественно во Франции в XIII—XV веках. Термин « ро́ндо », относящийся к инструментальной музыке барокко и венских классиков , связан с рондо́ этимологически , но по смыслу отличается от него.
Рондо возникло как разновидность труверской кансоны . Сложилось в XIII веке в творчестве Адама де ла Аля (умер в 1287). Наиболее типично 8-строчное рондо с двухстрочным рефреном, со следующей схемой корреляции музыки и текста (r1 — первая строка рефрена, r2 — вторая строка рефрена):
строка | рифма | музыка |
---|---|---|
1. | a (r1) | A |
2. | b (r2) | B |
3. | a | A |
4. | a (r1) | A |
5. | a | A |
6. | b | B |
7. | a (r1) | A |
8. | b (r2) | B |
Так построены большинство рондо Гийома де Машо , наиболее яркого представителя этого жанра в XIV веке. У Жанно де Лекюреля , Адама де ла Аля, Машо и многочисленных анонимных композиторов XIV века встречаются также 11-, 13-, 16- и 24-строчные рондо (соответственно, с трёх-, четырёх- и шестистрочным рефренами), в которых выдерживается тот же принцип корреляции стиха и музыки: стихи с рифмой «a» распеваются на одну музыку, а с рифмой «b» на другую.
Поздние рондо в целом более протяжённые: их рефрен состоит из 4 ( фр. rondeau quatrain ) или 5 ( фр. rondeau cinquain ) строк. Принцип корреляции стиха и музыки сохраняется. Например, в рондо Дюфаи «Ma belle dame souverainne» (A1, A2 — первая и вторая половины первого сегмента музыкальной формы; B1, B2 — второго):
# | рифма | музыка |
---|---|---|
1. | a (r1) | A1 |
2. | b (r2) | A2 |
3. | b (r3) | B1 |
4. | a (r4) | B2 |
5. | a | A1 |
6. | b | A2 |
7. | a (r1) | A1 |
8. | b (r2) | A2 |
9. | a | A1 |
10. | b | A2 |
11. | b | B1 |
12. | a | B2 |
13. | a (r1) | A1 |
14. | b (r2) | A2 |
15. | b (r3) | B1 |
16. | a (r4) | B2 |
Популярность рондо у французских и фламандских музыкантов во второй половине XV века в целом снизилась. Известный пример из этого периода — «Fors seulement» Окегема . Большинство сочинений фламандского композитора «второго ряда» Хайне ван Гизегема написана в жанре рондо.
У Кристины Пизанской встречаются рондо из двадцати двух стихов. Карл Орлеанский возвращается к краткой форме. После него реализации рондо отличаются крайним разнообразием: в XV веке насчитывалось до 115 его форм.