Движение против нелегальной иммиграции
- 1 year ago
- 0
- 0
Альтернатива — российская некоммерческая волонтерская организация, занимающаяся борьбой с торговлей людьми и освобождением людей из неволи : современных форм трудового, нищенского и сексуального рабства. По состоянию на 2019 год это единственная организация в России, которая борется с рабством .
По словам основателя организации Олега Мельникова, по состоянию на 2021 год «Альтернатива» освободила более 1800 человек . Мероприятия по вызволению пострадавших проходят в разных регионах России , а иногда и за её пределами . Движение существует на пожертвования своих членов и неравнодушных граждан.
Организация занимается поиском и освобождением людей, пострадавших от современного рабства, поиском временного жилья для освобождённых, отправкой освобождённых в места назначения (обычно в родной город), а также информированием населения о проблемах торговли людьми и рабства.
Деятельность «Альтернативы» направлена главным образом на освобождение рабов в российских регионах, но в отдельных случаях движению удается освобождать людей, попавших в рабство за пределами РФ, в том числе на Ближнем Востоке и в Африке .
В 2018 году радио «Свобода» сообщило о том, что администрация соцсети «ВКонтакте» заблокировала группу движения «Альтернативы» за выявление фактов «подозрительных финансовых операций и расхождения, которые могут быть фактом мошенничества и сокрытия части средств», администрация соцсети заявила об отсутствии информации о расходовании собранных на благотворительность 1,6 млн руб. В ответ на претензии «ВКонтакте» Олег Мельников рассказал, что деньги были отправлены на карту человеку, который отвечал за покупку билетов домой людям, вызволенным из рабства, и предоставил копии переводов .
Мельников Олег Викторович — основатель движения. В 2017 году обвинялся по подозрению в организации незаконной миграции по причине организации переезда лиц, утративших документы . Оспорить правовой характер действий движения «Альтернатива» также пытался уроженец Дагестана Ямудин Агабалаевич Ахмедов, обвинявшийся «Альтернативой» в работорговле. Мельников пропал без вести в Харьковской области .
Грачёва Вера Георгиевна — руководитель, консультант ОБСЕ , советник Бюро Спецпредставителя и координатора по борьбе с торговлей людьми .
Со слов основателя движения О. В. Мельникова деятельность организации ведётся на его личные средства, никакой финансовой поддержки от местных властей или государства движение не получало. Мельников неоднократно заявлял о том, что ежемесячные расходы организации составляют около 1-1,2 млн рублей. По словам Мельникова пожертвования составляют около 300 тыс. руб., остальные средства — это якобы доходы от его личного бизнеса . При этом в июле 2021 года Мельников рассказывал изданию знак.ком, что он самостоятельно финансирует организацию, а уже в сентябре 2021 года, когда Мельников участвовал в выборах, в официальных данных избирательной комиссии о нём указано, что Мельников «доходов и имущества не имеет» .
Ввиду острого недостатка средств движение «Альтернатива» не имеет ресурсов для оказания помощи по большинству поступающих запросов об освобождении из рабства, реагируя в среднем только на 1 из 30 из них, при том, что поиск одного пропавшего человека обходится около 50 тысяч рублей . В отдельных случаях нехватка средств и связанная с этим задержка операции освобождения рабов приводила к их смерти .
В 2013 году руководитель движения Олег Мельников провел эксперимент : он лично несколько суток ночевал на Казанском вокзале , притворяясь приезжим, потерявшим документы. В надежде выйти на след вербовщиков, Олег беседовал с местными бездомными, расспрашивая их, где можно хоть что-то подзаработать. В итоге разыгрался классический сценарий: Олег познакомился с «нужными» людьми, после короткого разговора они предложили выпить. Олег знал, чем это чревато и отпил лишь немного, вылив большую часть, однако даже малой доли предложенной отравы (состав которой так и не удалось с точностью определить) хватило, чтобы потерять сознание и впоследствии пролежать неделю в больнице. Через некоторое время Олег оказался в автобусе, направлявшемся в Дагестан. Автобус был остановлен сотрудниками ДПС и волонтёрами «Альтернативы».
Одно из направлений «Альтернатива» — борьба с так называемой «нищенской мафией». Это не только освобождение тех, кого те или иные преступные группы принуждают попрошайничать на улице. Важной задачей остается информирование неравнодушных граждан о видах и способах попрошайничества , его масштабах. Для привлечения общественного внимания к этой проблеме и чтобы лучше понять как устроена нищенская мафия, «Альтернатива» вновь внедрила в ряды преступников своего человека.
Попрошайки делятся на две категории: мошенники и рабы. Мошенник — это тот человек, который сам находит хозяина и просто платит ему таксу. Рабов вербуют преимущественно на Украине, в Одесской области: там и в соседней Молдавии живет много цыган, это вербовщики. Людям обычно говорят, что будет хорошая и непыльная работа в Москве: с ребенком сидеть, или по дому помогать, или уборщицей в магазин. Ищут, как правило, одиноких. Когда привозят сюда, отбирают документы.
— Олег Мельников, интервью в «Новой газете»
Дагестан стал одним из самых проблемных регионов, где широко распространено трудовое рабство и применение принудительного труда на частных предприятиях . Как правило, люди, завербованные посредниками, удерживаются на местных кирпичных заводах. У жертв отнимают документы, деньги, заставляют трудиться без выходных по двенадцать и более часов в сутки, не выплачивают зарплаты, применяют к тем, кто отказывается работать или хочет сбежать (примеры ). Угрозам подвергаются и сами активисты движения. Как правило, сами рабовладельцы и другие эксплуататоры остаются без наказания. Пострадавшие юридически неграмотны и после освобождения редко находят в себе силы, чтобы обратиться в полицию. Кроме того, само понятие «применение рабского труда» в российском законодательстве отражено лишь в статье 127.2 УК РФ, а преступления, сопряженные с торговлей людьми (ст.127.1), разнесены по многим разным статьям Уголовного кодекса, что создаёт проблемы для квалификации преступления в полном объёме и для выявления жертв.