Конец света (2012)
- 1 year ago
- 0
- 0
Квартет на конец света ( фр. Quatuor pour la fin du temps ) — восьмичастное произведение камерной музыки , написанное французским композитором Оливье Мессианом . Квартет написан для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. Он впервые был исполнен 15-го января, 1941 года, в немецком лагере «Шталаг VIII-A», где Мессиан был военнопленным.
Мессиану было 29 лет, когда началась Вторая мировая война. После Компьенского перемирия 1940 года , Мессиан, служивший во французском медицинском корпусе, попал в плен. Его забрали в Шталаг VIII-A, лагерь в Гёрлице , Германии—сегодняшний Згожелец , Польше—рядом с несколькими другими музыкантами, в том числе кларнетистом Анри Акокой, скрипачом Этьеном Паскье, и виолончелистом Жаном ле Булером. Мессиан сам был пианистом и органистом.
В течение следующего года, Мессиан мог написать квартет для этих инструментов благодаря помощи дружелюбных охранников, особенно Карла-Альберта Брюля, который обеспечивал Мессиана нотной бумагой и карандашами. Мессиан со своими коллегами представили завершённый квартет перед полной лагерной аудиторией 15-го января 1941 года.
Квартет был вдохновлён книгой Откровений, Глава 10, стихи 1-7, из которой Мессиан написал выдержки в предисловии к партитуре:
«И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была радуга, и лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные.
И поставил он правую ногу свою на море, а левую на землю.
И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу,
и клялся Живущим во веки веков, что времени уже не будет;
но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия».
Квартет состоит из восьми частей. Относительно количеству частей, Мессиан объяснял, что «Семь—это совершённое число, творение 6 дней, освящённых Божественной субботой; 7-е из этого покоя продолжается в вечности и становится 8-м из неизменного света, неизменного мира».
Состав: для квартета
Мессиан пишет:
«Между тремя и четырьмя часами утра просыпаются птицы: импровизирует солист-Дрозд или Соловей, окруженный шумной пылью, ореолом трелей, затерянных высоко на деревьях. Перенесите это на религиозный уровень, и у вас будет гармоничная тишина неба».
Состав: для квартета
Мессиан пишет:
«Первая и третья (очень короткие) части повествуют о силе этого сильного Ангела, облаченного в радужную оболочку и облаченного в облачко, который ставит одну ногу на море, а одну-на сушу. „Середина“ — это неосязаемые гармонии неба. На пианино плавные каскады сине-оранжевых аккордов, окружающие своим далеким перезвоном почти простую мелодию скрипки и виолончели».
Состав: для кларнета соло
Мессиан пишет:
«Бездна—это время, с его печалями, его усталостью. Птицы—это противоположность времени; это наше стремление к свету, звездам, радугам и ликующим голосам!»
Состав: для кларнета, скрипки и виолончели
Мессиан пишет:
«Скерцо, имеющее более внешний характер, чем другие части, но связанное с ними, однако, несколькими мелодическими „напоминаниями“».
Состав: для виолончели и фортепиано
Мессиан пишет:
«Иисус здесь рассматривается как Слово. Большая, бесконечно медленная фраза виолончели с любовью и благоговением возвеличивает вечность этого мощного и нежного Слова, „годы которого не иссякнут“. величественно мелодия распространяется в какой-то далекой нежной и властной. „В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог“».
Состав: для квартета
Мессиан пишет:
«Ритмично, самый характерный фрагмент в этой части. Четыре инструмента в унисон воздействуют на звуки гонгов и труб (первые шесть труб Апокалипсиса сопровождаются различными бедствиями, труба седьмого Ангела возвещает о поглощении тайны Бога). Использование добавленной стоимости, увеличенных или уменьшенных ритмов, необратимых ритмов. Каменная музыка, грозный звонкий гранит; непреодолимое движение стали, огромные глыбы фиолетовой ярости, ледяного опьянения. Особенно слушайте ужасный фортиссимо темы, увеличивая и изменяя регистр её различных нот ближе к концу песни».
Состав: для квартета
Мессиан пишет:
«Здесь приведены некоторые отрывки из второй части. Появляется ангел, полный силы, и особенно Радуга, покрывающая его (радуга, символ мира, мудрости и любых световых и звуковых вибраций). В своих снах я слышу и вижу упорядоченные аккорды и мелодии, известные цвета и формы; затем, после этой переходной стадии, я погружаюсь в нереальное и в экстазе испытываю поворот, круговое объединение сверхчеловеческих звуков и цветов. Эти огненные мечи, эти потоки сине-оранжевой лавы, эти резкие звезды: вот беспорядок, вот Радуга!»
Состав: для скрипки и фортепиано
Мессиан пишет:
«Долгое соло на скрипке, исполняющее соло на виолончели 5-ой части. К чему эта 2-я похвала? Эта вторая похвала более конкретно адресована второму аспекту Иисуса, человеку-Иисусу, Слову, ставшему плотью, воскресшему бессмертным, чтобы сообщить нам свою жизнь. Она — вся любовь. Его медленное восхождение к наивысшему регистру — это восхождение человека к своему Богу, от Божьего ребёнка к своему отцу, от обожествленного существа к Раю».
В предисловии к партитуре, Мессиан объясняет немного о ритмической технике квартета. Одна из этих техник—необратимые ритмы; это значит, что ритмы — одинаковые вперёд и назад. Они важно появляются в шестой части.