Театрон (театр)
- 1 year ago
- 0
- 0
Картезианский театр ( англ. Cartesian theater ) — иронический термин, введённый Дэниелом Деннетом , явно отсылающий к определённому аспекту того, что он назвал картезианским материализмом , содержащимся в современных материалистических теориях сознания в виде непризнанных остатков картезианского дуализма .
Декарт первоначально утверждал, что сознание требует бессмертной души , взаимодействующей с телом посредством шишковидной железы головного мозга . Д. Деннет говорит, что когда дуализм исключается, тогда остаётся собственно декартовская модель, сводящаяся к представлению маленького театра, где гомункулус («маленький человечек») физически выполняет задачу наблюдения за всеми чувственными данными, проецируемыми на экран в отдельный момент, принимая решения и посылая команды.
Термин «картезианский театр» был поднят в контексте «модели множественных вариантов», которую Д. Деннет постулировал в своей работе «Объяснённое сознание» (1991):
Картезианский материализм — это взгляд, при котором есть ключевая финишная линия или граница где-то в мозге, отделяющая то место, где порядок появления сигнала равен порядку «представления» его в опыте, поскольку то, что происходит здесь есть именно то, что мы осознаем. […] Многие теоретики упорно утверждают, что они явно отвергают такую очевидно плохую идею. Но […] убедительный образ «картезианского театра» продолжает давать знать о себе — как у дилетантов, так и у научных сотрудников — даже после того, как этот призрачный дуализм был осужден и изгнан.
— Деннет, Дениел. Объяснённое сознание. — С. 107.
Деннет отмечает, что нейроанатомия и нейрофизиология не подтверждают существование центра сознания в мозге, то есть внутреннего субъекта. Кроме того, декартовский театр создаёт философский парадокс: если восприятие человеком своих внутренних представлений осуществляется за счёт существования гомункулуса, то этот гомункулус должен воспринимать свои внутренние представления за счёт существования в своём мозге ещё меньшего гомункулуса, и так до бесконечности. Результатом этого парадокса является отсутствие объяснения сознания .
Деннет предложил своё решение проблемы сознания в виде когнитивистского варианта функционализма , который избегает крайностей как физикалистского редукционизма , так и и дуализма . Он утверждает, что сознание представляет собой не особое свойство материи, а функциональные отношения логических состояний, которые могут быть осуществлены в самых разных физических структурах – в теле человека, в компьютерной программе и др. Согласно Деннету, в человеческом мозге не существует единого центра, создающего сознание. Сознание возникает в результате деятельности множества нейронов, образующих сложные функциональные сети. Эти сети и есть сознание. Деннет уподобил человеческий интеллект искусственному интеллекту , хотя и указал при этом на различия между ними .
Теория сознания Деннетта получила широкую известность в философской литературе, однако не была поддержана большинством философов и подверглась обширной жёсткой критике .