Фрейм (социальные науки)
- 1 year ago
- 0
- 0
А́ктор — действующий субъект , совершающий действия, направленные на других. Актор может быть как индивидуальным — индивидом , так и коллективным — социальной группой или иной общностью людей, организацией, государством, межгосударственным объединением. Например, государство является главным политическим актором в политике и ведущим социальным актором в обществе.
Также актор — участник преобразований, движимый собственными мотивами и обладающий для этого соответствующим опытом . Акторы могут иметь неоднозначные мотивы, ожидания , эмоциональные переживания, связанные с неопределённостью последствий совместных преобразований и «неизречённостью = непроявленностью собственных смыслов ».
За последние пятнадцать лет под растущим влиянием актор, или человек действующий, вышел из тени, в которой он находился прежде, и занял центральное место в общественных науках . Во французской социологической традиции, основанной на работах Эмиля Дюркгейма , субъект (актор) долгое время рассматривался как своего рода социальный автомат . Считалось, что его мысли и поступки обусловлены действующими помимо его воли скрытыми объективными структурами . Не только актор, но и индивид вообще рассматривался как персонаж , чей образ мыслей и действий предопределен не вполне осознаваемыми им глубинными силами: его социальной, конфессиональной , гендерной , возрастной и прочей принадлежностью. Социологи полагали, что только они способны обнаружить за доводами и мотивами , на которые ссылаются сами индивиды, эти неосознанные детерминации , объясняющие их поведение .
В противоположность такому преувеличению роли коллективного , за которым стоит «гиперсоциальное» представление об индивиде, сторонники социологии действия, в частности Люк Болтански и Лоран Тевено , стремятся «принимать акторов всерьез» и интересоваться « логикой их поступков», то есть теми ценностями , нормами , представлениями и интересами , о которых говорят сами индивиды, пытаясь объяснить своё поведение. Указанные авторы принадлежат к конструктивистскому направлению в социологии, которое характеризуется отходом от классических социологических антиномий — а именно от противопоставления индивида и общества , объективного и субъективного , объяснения и понимания — и сочетанием понимающего и интерналистского подхода в духе Макса Вебера с экстерналистским и объясняющим подходом в духе Эмиля Дюркгейма. Вовсе не предлагая вернуться к утилитаристской теории рационального субъекта, они интересуются тем, какой смысл сами индивиды придают своим поступкам, выявляют множественность логик поведения и показывают, что во всякой системе принуждений и объективных детерминаций субъект хотя бы отчасти сохраняет за собой свободу, самостоятельность и способность суждения . В настоящее время в общественных науках получило развитие представление о субъекте как о многоликом индивиде, призванном в своей повседневной жизни выступать на нескольких сценах, используя многообразный опыт и различные поведенческие логики, и способном мобилизовать в тех или иных случаях разные и даже противоположные грани своей личности .
Вслед за социологией на протяжении более полувека историческая дисциплина и историописание в том виде, в каком они развивались историками школы «Анналов» , тоже занимались изгнанием субъекта. К этому приложили руку уже основатели школы «Анналов», воспринявшие постулаты дюркгеймовской социологии и ниспровергнувшие «идола индивидуальности» методической (« позитивистской ») школы, но поистине апогея отсутствие субъекта в истории достигло под обоюдным влиянием марксизма и структурализма во времена Ф. Броделя , Э. Лабрусса и « новой исторической науки ». В течение последних пятнадцати лет можно наблюдать обратное движение: анализируя общество, историки проявляют растущий интерес к жизненному опыту самих субъектов и их собственным интерпретациям происходящего. Проявлениями этого вновь обретенного вкуса к конкретному поступку, жизненным практикам субъектов и «осмысленной и эксплицитной стороне поведения» стали, в частности, интерес к микроистории , обновление биографического жанра, влияние прагматической социологии, а также «критический поворот» школы «Анналов». По мнению таких исследователей, как , и , вокруг «возвращения человека действующего» складывается сейчас новая парадигма общественных наук.