Interested Article - Хоу И
- 2020-09-29
- 1
Стрелок И ( кит. 后羿 ) ( Хоу И ; Охотник ) — один из знаменитейших героев китайских мифов, борец с чудовищами, сбивший из лука , угрожавших погубить всё живое на Земле, и неудачно стремившийся стать бессмертным. Часто его называют «китайским Гераклом » . Миф о стрельбе в солнце имеет широкое распространение, особенно в Восточной Азии .
Упоминания его имени в большей части сочинений эпохи Чжоу свидетельствуют об общеизвестности связанных с ним мифов, но связного рассказа они обычно не содержат. Дополнительные сведения можно почерпнуть из комментариев ханьской эпохи и изображений на рельефах того же времени . Фольклорные записи мифов о стрелке И и его жене Чанъэ сделаны в провинции Хэнань в 1980-е годы .
Мифологическая биография
Иероглиф « и [11] » включает в себя два иероглифа: « юй [5] » — «перья, крылья, стрелы с опереньем» и « гун [7] » — «руки, сложенные и воздетые кверху», и, согласно А. И. Кобзеву , может означать: охотник с луком; стрелок из лука в связанном с солнцем ритуале; воздымающий руки для добывания лучей-крыльев солнца-ворона.
Также его называют Хоу И («ведающий охотой»; однако иероглиф « хоу [4] » имеет основное значение «царица-мать»), И И («разящий лучник» или «лучник из племени и », а в « Цзо чжуань » — Юцюн Хоуи (Владеющий Цюн Владычествующий над Охотой).
Кроме того, словарь « » поясняет имя И как Шэши (наставник стрельбы из лука) . Э. М. Яншина обращает внимание на наличие персонажа (Мать-Охотница или Мать-Лучница) в « Хуайнань-цзы » . Связь элемента Хоу с женскими божествами Б. Л. Рифтин не считает обоснованной . Он предполагает, что И мог и отождествляться с птицей .
Искусство лучника
В ряде текстов (« Мо-цзы », « Люйши чуньцю ») И выступает как культурный герой, который изобрел лук и стрелы и обучал этому искусству людей .
В « Шань хай цзин » подчеркивается, что И не был изобретателем лука и стрел, а получил от Цзюня (Предка Выдающегося) красный лук и стрелы с белым оперениям, чтобы избавить землю от бедствий . Комментатор Цюй Юаня уточняет, что это небесный правитель , который дал И лук и стрелы, чтобы помочь людям на земле . По ещё одному варианту (« »), Ди-ку (Предок Ку) даровал лук и стрелы правителям Сюй, то есть предкам охотника, и сделал их сышэ (Ведающими стрельбой из лука) . « Хуайнань-цзы » говорит о Вороньем луке и стреле из циского бамбука с опереньем из Вэй, который позднее был связан с , и указывает, что И обрел дао , чтобы стрелять из лука .
По « Хуайнань-цзы », левая рука И была длиннее правой, что помогало при стрельбе . Ещё одно неясное свидетельство содержится в «Суй Чао-цзы»: небо пожаловало И перстень (для натягивания тетивы), когда при Ю-ване и Ли-ване обрушилась гора Цзилу .
По Ян Сюну, стрелок И (как и позднее ), пока учились, ломали свои луки . « Хань Фэй-цзы » подчеркивает его связь с юэсцами , которые наперебой помогали герою, когда тот вооружался .
В главе 23 трактата « Чжуан-цзы » И назван искусным лучником, который поражал любую птицу и попадал в крохотную цель, но « неискусно избегал людской славы » . По «Гуань-цзы», каждая его стрела попадала в цель .
Победы над чудовищами
« » Цюй Юаня содержат сжатое повествование с основными мифами: Хоу И был послан спасти землю от чудовищ, убил кабана Фын-си и принес его в жертву (которая не была принята), сбил солнце-ворона стрелой; застрелил также (духа реки) и взял в жены Ло-пинь (речную царицу) .
Согласно « Хуайнань-цзы », Яо послал И на подвиги, и тот
- казнил Зубы-Буравы в краю Цветущего поля,
- убил Девять младенцев на реке Зловещей,
- поразил стрелой Тайфэн на озере Зеленого холма,
- выпустил стрелы в десять солнц,
- внизу поразил чудовище Яюй.
- Разрубил на части Длинного Змея на озере Дунтин ,
- поймал Дикого вепря в Роще шелковиц .
Как отмечают Л. Е. Померанцева и Э. М. Яншина , охотник очистил пространство со всех четырёх сторон, так как Цветущее поле и озеро Дунтин находились на юге, Зловещая река (Сюншуй) — на севере, озеро Цинцю (Зелёный холм) — на востоке; а если добавить солнца вверху и Яюй внизу — то и с шести сторон. Местонахождение Санлина (Тутовый лес или Роща шелковиц) точно не известно, но там находился алтарь правящего дома Сун (наследников Инь) , и она, тем самым, соотносится с центром .
Конкретные описания чудовищ в источниках противоречивы и систематизированы Юань Кэ . Цзоин (Девять младенцев), вероятно, понимался как водное существо с девятью головами . В «Цзо чжуань» же говорится, что И убил Бо-фэна, или Фэн-си (то есть «Великий кабан», сын Куя и Сюань-ци, человек «с сердцем свиньи»), лишив его отца жертвоприношений .
« Шань хай цзин » упоминает, что И сражался с чудовищем Цзочи («Зубы-Лезвия»), державшим щит, в долине Шоухуа («Вечного расцвета»), и поразил его стрелой к востоку от горы Куньлунь . Детали описания Цзочи дают комментаторы Гао Ю и Го Пу .
Рассказ о борьбе с Хэ-бо изложен в комментарии : Хэ-бо плавал вдоль берега в облике белого дракона, а И выбил у него левый глаз; жалоба Хэ-бо небесному правителю не имела последствий; при этом Ло-пинь, с которой соединился стрелок, отождествляется с Ми-фэй, она же Фу-фэй и Ло-шэнь («фея реки Ло») . Указание на левый глаз, по Кобзеву, имеет «женскую корреляцию», что согласуется с фаллической символикой стрелы . При этом в поэме «Скорбь отлученного» также говорится, что каждый вечер Мифэй возвращается в Цюнши (а это название связано с И) .
Десять солнц
По мифологическим представлениям, десять солнц (дети , которых называли трёхлапыми золотыми воронами ) жили на ветвях древа фусан и выходили на небо поочерёдно. Однако однажды, в правление Яо , они появились на небе все сразу, и на Земле наступила страшная жара. Погибли хлеба, посевы и деревья, и народ стал голодать .
Особенности китайского языка не позволяют чётко уяснить, говорилось ли в « » об одном солнце или нескольких. Поэтому Б. Карлгрен предположил, что в чжоускую эпоху речь шла о ритуальной стрельбе из лука в одно солнце; однако другие авторы считают мотив весьма древним . , комментируя Цюй Юаня, говорит, что Стрелок стрелял в 10 солнц и попал в девять, девять воронов умерли, и их перья посыпались вниз . Сцена, где охотник стоит на стрехе крыши и стреляет в птиц на солнечном дереве, встречается на ханьских рельефах . Считается, что миф носит календарный характер и связан с победой двенадцатиричной «женской» системы над десятиричной «мужской» . Кроме того, М. Е. Кравцова рассматривает его в качестве предания о победе чжоусцев над Шан-Инь .
И и правители Ся
Источники содержат противоречивые сведения о том, современником каких правителей был И. Чтобы объяснить это, было выдвинуто (впервые Гао Ю во II веке ) даже предположение о двух И — стрелке-современнике Яо и его потомке-узурпаторе . Сунский комментатор полагал, что враг Хэ-бо и супруг госпожи Ло — это охотник времен Яо, а победитель вепря — второй охотник . Споры о возможном существовании двух персонажей продолжались и в современной науке (мнение М. Гранэ) .
По гл. 1 « Ши цзи » Сыма Цяня , И был выдвинут на службу при Яо , но только Шунь назначил его на должность смотрителя лугов и лесов, а его помощниками стали Чжу-ху и Сюн-пи , должность он исполнял успешно . Мэн-цзы говорил, что Шунь поручил И ведать огнём, и тот выжег растительность в горах и болотах, а звери и птицы разбежались .
Согласно гл. 2 « Ши цзи », император Юй выдвинул И, поручив ему дела управления, приказал И выдать народу рис и разрешил сеять его ; а перед своей смертью вручил ему Поднебесную.
Однако, как поясняет историограф, Поднебесная ещё не успела узнать И, поэтому владетельные князья покинули его и стали являться на приемы к Ци (сыну Юя), который, разгромив род Ю-ху, взошёл на престол. Однако абзацем выше Сыма Цянь излагает события чуть иначе: по прошествии 3-годичного траура И уступил власть мудрому Ци, а сам поселился на южных склонах гор Цишань. Близкий рассказ содержит « Мэн-цзы »: после смерти Юя и окончания 3-летнего траура И ушёл на север от горы Цзишань, а прибывавшие во дворец шли к Ци, сыну Юя, говоря, что он «сын государя», так же поступали и певцы, воспевавшие Ци; при этом Мэн-цзы подчеркивает, что И не обладал Поднебесной .
По « Чжаньго цэ », хотя Юй передал Поднебесную И, но Ци напал на него со своими единомышленниками и захватил власть . « Гу бэнь чжу шу цзи нянь » в сохранившемся тексте лишь упоминает, что И жил в той же местности Чжэньсюнь, что и сяский правитель Тай-кан .
Путешествие на Запад
Стремясь добиться бессмертия, И отправился на запад, где жила богиня Си Ванму . Только он смог взобраться на отвесную скалу горы Куньлунь , вздымавшуяся на 10 тыс. жэней . Это путешествие ассоциируется со странствием в загробный мир .
И выпросил у Си-ван-му снадобье бессмертия, но его жена Хэн Э (она же Чан Э ) похитила его и улетела на луну , где превратилась в жабу . Рассказ впервые зафиксирован в книге « », от которой сохранились фрагменты .
Смерть
Рассказы о смерти Стрелка также противоречивы, могут толковаться в мифологическом, бытовом и историческом планах, общей в них является лишь роль жены-изменницы.
В « Лунь юй » (XIV 5) вкратце упомянуто, что стрелок И умер не своей смертью . , цитируя Конфуция , говорит, что И слишком полагался на своё умение .
В « Мэн-цзы » (VIII 24) поясняется, что он был убит своим учеником , который считал, что только учитель превосходит его в этом искусстве . Там же говорится, что, обучая стрельбе, И направлял волю ученика на то, чтобы натянуть лук до отказа , и не пытался облегчить обучение . В « Люйши чуньцю » учителем Пан Мэна в стрельбе из лука назван Гань Ин , а в другом месте И и Пэн Мэн упомянуты рядом в связи с луком Фаньжо . « Сюнь-цзы » также называет И и Пан Мэна лучшими стрелками в Поднебесной . В главе 4 « Ле-цзы » сказано, что позднее Вороньим луком владел , ученик , и застрелил из него свою жену, рассердившись на неё .
Однако Пан Мэн убил учителя не из лука, а ударом персиковой палицы . Согласно комментатору Сюй Шэню , поэтому демоны боятся персика . Это упоминание А. И. Кобзев толкует как намек на гибель от собственного орудия, «персикового лука», или эвфемизм сексуального эксцесса ; причем персиковое дерево ( пань-тао ), дарующее бессмертие, в мифах устойчиво связано с Си-ван-му .
Иная версия носит более «историзованный» характер. По рассказу « Цзо чжуань », Хоу И был вождем племени ю-цюн , куда переселился из Цюй, после смерти сяского правителя Чжун-кана стал регентом при его сыне Сяне, но низложил его. Продолжение рассказа « Цзо чжуань » таково: Хоу И, хотя стал правителем вместо сясца, не занимался делами народа, а предавался охоте. Он вместо прежних приближенных сделал своим первым министром («егерем»), но тот соблазнил его жену, и они стали плести интриги. Когда И вернулся с охоты, слуги убили его, сварили и предложили мясо его детям, но те отказались от еды и умерли у ворот Цюн . Чжу Си вслед за соединяет версии, называя Пэн Мэна слугой Хоу И, выполнявшим приказ Хань Чжо, но считает это ошибочным .
В « » сказано, что женившись вторично на волшебнице Хэн Э, И был убит и съеден Хань Чжо (который, однако, пощадил его близких) . В поэме « Лисао » Цюй Юань пишет, что Хоу И непрерывно охотился на лисиц и лишился жены . При этом Чёрная лисица (Чуньху) в «Вопросах к небу» выступает как жена Чжо .
По « Цзо чжуань », у Хань Чжо родились сыновья Цзяо и И (вероятно, от брака с женой Стрелка), и позже И-младший был убит по приказу следующего правителя Ся Шао-кана (сына Сяна) . При этом в словаре « » назван погубителем того И, который был гуанем (жрецом?) Ди-ку (предка Ку) .
В научной и художественной литературе
По мнению М. Гранэ, первоначально подвиги И изображались в мистериальных играх-битвах . Э. М. Яншина, указывая на соединение в образе охотника различных пластов, от глубокой архаики до государственной эпохи , сближает образ Хозяйки Запада с известным в мифологии ряда народов образом Владычицы зверей , стрельбу в солнца — с ритуальной охотой-погоней за светилом , а перечень узурпаций власти (сяский правитель, И, Хань Чжо, Шао-кан) — с греческими мифами об Атридах . По Сяо Бину (книга 1992 года «Удивительные следы мифов о солярных героях»), Ди Цзюнь, стрелок И и его дети — это три поколения солярных божеств .
Существует ряд в равной степени малоубедительных попыток объяснить образ И через один элемент или регион. Б. Карлгрен считал, что наиболее ранним явился мотив культурного героя, а солярные мотивы и путешествие на Запад присоединены к образу позднее . О. Менхен-Хельфен в статье 1935 года сопоставил мифы об И и Геракле и предположил, что персонаж пришёл к китайцам через скифов . Сунь Цзо-юнь указал на возможную связь И с тотемом ворона . По Чжу Юнь-пу (книга 1982 года), И — племенное божество рода ин из объединения восточных и, которое переселилось на Запад . Фань Юй-чжоу считает, что миф принадлежал к культуре восточных прибрежных районов Китая .
Рассказ «Побег на луну» (1926), где охотник И перебил всех зверей, и ему с женой приходится питаться воробьями, китайский писатель Лу Синь включил в сборник «Старые легенды в новой редакции». Опыт «сводного изложения» сюжетов мифа предложен в книге «Мифы Древнего Китая».
В романе С. Лукьяненко « Последний дозор » «стрелком И» была названа китайская автоматизированная стрелковая установка.
Примечания
- о постоянстве аналогии: Кравцова 1994, с.146
- краткий обзор параллелей см.: Духовная культура Китая (энциклопедия) . Т. 2. М., 2007. С. 29, 73-75; от 1 июля 2013 на Wayback Machine
- Кравцова М. Е. История искусства Китая. СПб., 2004. С. 427
- ДКК, т.2, с.58
- ДКК, т.2, с.463, ср. подробно об иероглифах: Яншина 1984, с.163-164
- Яншина 1984, с.163; при этом иероглиф шэ напоминает по начертанию иероглиф и (Яншина 1984, с.227, примеч. 50)
- Яншина 1984, с.168
- ДКК, т.2, с.44
- ДКК, т.2, с.74
- Яншина 1984, с.164; Кравцова 1994, с.151; ДКК, т.2, с.463
- Шань хай цзин. XVIII. 7а (М., 2004. С. 163 и комм. на с. 291)
- ↑ Юань Кэ 1987, с. 311
- Яншина 1984, с.231, примеч.104
- Хуайнань-цзы, гл. 1 (М., 2004. С. 24)
- Хуайнань-цзы, гл. 11 (М., 2004. С. 200)
- Хуайнань-цзы, глава «Сю у» (цит. по: Юань Кэ 1987, с.311); Яншина 1984, с.195 (ссылка также на комментарий Гао Ю); ср. прозвище знаменитого лучника Арджуны — Савьясачин («одинаково ловкий и на левую руку»)
- Юань Кэ 1987, с.145 и 312
- Ян Сюн. Фа янь, гл. 1 (Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 200), также тривиальное упоминание в гл. 12 (там же, с. 213)
- так в переводе Л. Д. Позднеевой (Мудрецы Китая. СПб., 1994. С. 284), в переводе В. В. Малявина иначе: « не умел отвратить людей от хвастовства »; также его искусность упомянута в гл. 24 (Мудрецы Китая. СПб., 1994. С. 289)
- Яншина 1984, с.164
- Цюй Юань . Лисао. СПб., 2000. С. 183—184; прозаич. пер.: Яншина 1984, с.197
- в другом чтении Дафэн, птица (Юань Кэ 1987, с. 145)
- Хуайнань-цзы, гл. 8 (М., 2004. С. 134)
- примечания 20 и 21 (Хуайнаньцзы. М., 2004. С. 315)
- Яншина 1984, с.170
- ↑ Кравцова 1994, с.152
- Юань Кэ 1987, с.144 и 312; ср. Яншина 1984, с.171
- ср. о начертании знаков (Яншина 1984, с.228, примеч. 64)
- Цзо чжуань. 28 год Чжао-гуна (Юань Кэ 1987, с. 313; Яншина 1984, с.192; ДКК, т.2, с.482)
- Шань хай цзин VI 3-4 (М., 2004. С. 124); вкратце там же, в главе «Каталог великих пустынь Юга», XV. 3а (М., 2004. С. 148)
- Э. М. Яншина, примечание 18 к цзюани 6 (Шань хай цзин. М., 2004. С. 249)
- Юань Кэ 1987, с. 315; Яншина 1984, с.173-174; ДКК, т.2, с.504
- ↑ ДКК, т.2, с.464
- Яншина 1984, с.174
- Хуайнань-цзы, гл. 8 (М., 2004. С. 134); Яншина 1984, с.169
- Бодде Д. Мифы Древнего Китая. // Мифы древнего мира. М., 1977. С. 390—391; Яншина 1984, с.172
- Юань Кэ 1987, с. 312
- Яншина 1984, с.180; Кравцова 1994, с.145
- Кравцова 1994, с.162-163
- Яншина 1984, с.194; ДКК, т.2, с.464
- комментарий Ю. Л. Кроля в кн.: Хуань Куань . Спор о соли и железе. В 2 т. Т. 2. М., 2001. С. 576
- Яншина 1984, с.195
- Яншина 1984, с.162, 195
- по другому толкованию, которому следовали Цай Шэнь, Шаванн и Легг, четыре помощника: Чжу, Ху, Сюн и Пи (комментарий 118 к гл. 1 в кн.: Сыма Цянь . Исторические записки. В 9 т. Т. 1. С. 247)
- Сыма Цянь . Исторические записки. В 9 т. Т. 1. С. 144—147
- Мэн-цзы. V 4 (СПб., 1999. С. 82; другой пер.: Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 1. С. 238)
- Сыма Цянь . Исторические записки. В 9 т. Т. 1. С. 152, 160 («вместе с И дал народу рис и свежее мясо»)
- Сыма Цянь . Исторические записки. В 9 т. Т. 1. М., 2001. С. 162—163
- Мэн-цзы. IX. 6 (СПб, 1999. С. 138; другой пер.: Древнекитайская философия. М., 1972. Т. 1. С. 242)
- комментарий Р. В. Вяткина и В. С. Таскина в кн.: Сыма Цянь . Исторические записки. В 9 т. Т. 1. М., 2001. С. 276
- Бамбуковые анналы. 2. 3. 2 (М., 2005. С. 105)
- Шань хай цзин. XI. 3 (М., 2004. С. 136 и комм. на с. 264); намек на восхождение на горы также, возможно, содержится в «Вопросах к небу» (Яншина 1984, с.178 и с.229, примеч.86)
- ДКК, т.2, с.20
- иероглиф Хэн при ханьском Вэнь-ди был табуирован и позднее заменен на Чан (Юань Кэ 1987, с. 311)
- Хуайнань-цзы, гл. 6 (М., 2004. С. 116); Чжан Хэн . Законы животворных сил (Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 331) — у второго имя Чан-э; комментарий Гао Ю (Яншина 1984, с.175)
- Юань Кэ 1987, с. 317
- Переломов Л. С. Лунь юй. М., 2000. С. 401
- Хуань Куань . Спор о соли и железе, гл. 54 (Т. 2. М., 2001. С. 174 и комм. на с. 575—576)
- варианты имени: Пэн Мэн, Фэн Мэн, Фэнмэн, Фэнмэнь, Панмэнь
- Мэн-цзы. СПб., 1999. С. 121
- Мэн-цзы. XI. 20 (СПб., 1999. С.169)
- Мэн-цзы. XIII. 41 (СПб., 1999. С.198)
- Люйши чуньцю. XIII. 4 (М., 2001. С. 188)
- Люйши чуньцю. XVIII. 8 (М., 2001. С. 306)
- Юань Кэ 1987, с.318
- Мудрецы Китая. СПб., 1994. С. 56
- «Древнейшая история», раздел «Хоуцзи» (Юань Кэ 1987, с.318); ср. Яншина 1984, с.182
- Юань Кэ 1987, с.319
- ДКК, т.2, с.544
- или Владетель Цюн (Цюнши), см. ДКК, т.2, с.504; при этом Э. М. Яншина обращает внимание на то, что иероглиф Цюн входит в название одного из центров культа плодородия (Яншина 1984, с.189)
- так в переводе Яншиной; в переводе Юань Кэ, наоборот, дети «все съели» и умерли
- Цзо чжуань . 4 год Сян-гуна, 569 год до н. э. (Юань Кэ 1987, с.313; Яншина 1984, с.189-190); Бамбуковые анналы (современный текст). М., 2005. С. 196 (Убийство И Хань Чжо датируется 8 годом правления Сяна); ДКК, т.2, с.464
- Юань Кэ 1987, с.318; Яншина 1984, с.231, примеч.107
- Цюй Юань . Лисао. СПб., 2000. С. 184, 186
- Цюй Юань . Лисао. СПб., 2000. С. 266—267
- Юань Кэ 1987, с. 313; Яншина 1984, с.197 (перевод «Чистая лисица»)
- Цзо чжуань (Яншина 1984, с.189); ср. комментарий в кн.: Бамбуковые анналы. М., 2005. С. 73, 145
- Яншина 1984, с.163, 195
- Яншина 1984, с.171
- Яншина 1984, с.198
- Яншина 1984, с.183-185
- Яншина 1984, с.187; ср. Кравцова 1994, с.189 о натянутости этого сопоставления
- Яншина 1984, с.194
- ДКК, т.2, с.48
- Яншина 1984, с.182
- ДКК, т.2, с.29
- ДКК, т.2, с.32
- ДКК, т.2, с.47
Литература
- Духовная культура Китая (энциклопедия) . В 5 т. Т. 2. М., 2007. С. 463—465 (авторы статьи Б. Л. Рифтин и А. И. Кобзев ; в примечаниях: ДКК )
- . Мифы Древнего Китая. М., 1987. С. 139—163 и комм. на с. 309—319 (в примечаниях: Юань Кэ 1987 )
- Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984. С. 162—199. (в примечаниях: Яншина 1984 )
- Кравцова М. Е. Поэзия Древнего Китая. СПб., 1994. С. 145—153, 188—190 (в примечаниях: Кравцова 1994 )
- Лисевич И. С. Субстрат реальности в мифе о стрелке И. // Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока. Тезисы X науч. конф. Т. 1. Л., 1982.
- Адилханян Н.Л. Опыт выявления архетипических признаков антропоморфных духов трактата «Шань хай цзин» (на примере Си Ван Му(西王母) и Хоу И(后羿). // В сборнике КУЛЬТУРЫ И ЯЗЫКИ СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: ИЗУЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ 2014. С. 3-10.
- Романчук А.А., Пантелеева Е.Б. Древнекитайский миф о стрелке И: Чу или Чжоу? //Stratum plus: Archaeology and Cultural Anthropology. 2009. № 4. С. 431-445.
- 2020-09-29
- 1