Чан-Чан
- 1 year ago
- 0
- 0
Чжао Чан ( кит. трад. 趙昌 , упр. 赵昌 , пиньинь Zhào Chāng ; кон. X в. — нач. XI в.) — китайский художник.
Сведения об этом живописце крайне малочисленны. Чжао Чан родился в Гуанхане (пров. Сычуань), но точных дат его рождения и смерти история не донесла (как считают некоторые специалисты, родиться он мог ок. 960 года, то есть его жизнь пришлась на первые десятилетия существования империи Сун (960—1279). Китайский историк искусства (XI в.) утверждает, что Чжао принадлежал к богатому семейству. Неизвестно, в каком возрасте он занялся живописью, однако известно, что его учителем был художник и каллиграф Тэн Чанъю, писавший прекрасные каллиграфические вывески на храмах и работавший в жанре « цветы-птицы ». Чжао Чан перенял и развил далее его технические приёмы. Он одинаково виртуозно владел как живописью крупного формата (вертикальные и горизонтальные свитки), так и более интимной, малоформатной формой живописи — росписями вееров. В итоге он стал придворным художником и членом Академии Ханьлинь.
Произведения Чжао Чана имели большой успех. Известно, что в правление императора (997—1022) в эру под девизом «Дачжун сянфу», то есть в 1008—1016 гг, его слава достигла такой степени, что премьер-министр предложил художнику 500 лянов серебра (ок. 10 кг.) только за то, чтобы тот написал картину в жанре «цветы-птицы». Однако во времена Го Жосюя (кон. XI в.) работы Чжао уже было трудно разыскать; как утверждает этот историк, Чжао Чан сам «скупил написанные им картины, поэтому их трудно найти». Тем не менее, большой любитель жанра «цветы-птицы» император Хуэй-цзун (1100—1125) сумел собрать в своей коллекции более 100 произведений художника, о чём свидетельствует каталог «Сюаньхэ Хуапу».
Дата смерти Чжао Чана неизвестна. Поскольку сведения о нём обрываются 1016-м годом, в справочниках пишут «умер после 1016 года». Таким образом, фактически, весь творческий период живописца пришёлся на время правления императора Чжэнь-цзуна и был связан со вкусами чиновников его двора.
Популярный жанр « цветы-птицы » (хуаняо) оформился в самостоятельное направление живописи в X веке, непосредственно перед Чжао Чаном, и сразу обрёл множество высокопоставленных поклонников. У истоков жанра стояли два художника, сформировавшие два его основных течения: Хуан Цюань , опиравшийся на непосредственные наблюдения природы, и , который, как пишет историк и критик искусства XI века Го Жосюй, «предавался фантазии в сельской жизни». Поэтому в китайской эстетике стиль Цюаня получил название «сешэн» (буквально — «писать жизнь»), а стиль Си — «сеи» (то есть «писать идею»). Чжао Чан принадлежал к первому течению. Сохранились легенды о том, как он каждое утро выходил в сад, рассматривал цветы, нежно держал их в руках, стремясь проникнуть в суть их красоты, и зарисовывал их. Себя же он именовал не иначе как «зарисовщик Чжао Чан» намекая на то, что он лишь ретранслятор красоты, созданной не им.
В техническом смысле живопись Чжао принадлежала традиции идущей от Сюй Чунсы, внука Сюй Си, продолжившего и развившего манеру своего прославленного деда, но отказавшегося от некоторых его принципов. Он отказался от жёсткого контура, то есть от тщательной обрисовки тушью, от жёсткого рисунка, который доминировал в картине, и более прилагал усилия для придания естественной окраски, густо накладывая пигменты мазками разного оттенка. Это придавало предметам более естественный вид, однако вызывало недовольство поклонников традиции, основанной на ясном рисунке предметов тушью. В частности, Го Жосюй (XI в.) сетует представителям этого стиля, что «кисть у них слабая, одухотворённость малая и стремятся они только к успехам в наложении краски», хотя, в другом месте хвалит Чжао Чана за то, что «… в передаче цвета долгое время ему не было равных». Критик также отмечает, что Чжао прекрасно удавались травы и насекомые, но в нарисованных им деревьях «не было жизненного смысла».
Среди наследия, оставленного Чжао Чаном, есть множество работ малого формата — вееров или альбомных листов, в которых одна ветка вписывалась в круглую форму картины. Такая форма стала особо популярна во время правления династии Сун; она позволяла удалить за рамки картины всё лишнее, что окружало одинокую ветку для того, чтобы насладиться исключительно её природной красотой. Другого типа картины — горизонтальные свитки, который разглядывали по частям, прокручивая справа налево. Особой разновидностью были вертикальные свитки, которыми завешивали стены для украшения комнаты или зала. Чжао Чан был одинаково успешен во всех форматах, несмотря на мнение наиболее консервативных критиков, которые считали, что его «картинам птиц и камней не хватает изящества». Его живопись имела долгое эхо, и в той или иной мере сказалась на творчестве его ученика Ван Яо (Ван Ю), И Юаньцзи , , Цянь Сюаня , минских художников жанра "цветы-птицы", вплоть до Юнь Шоупина и .
(по кн. James Cahill «An index of early Chinese painters and paintings: Tang, Sung, and Yüan» University of California Press. 1980, pp. 59–61)
Кроме этого Чжао Чану приписывается ещё несколько произведений малого формата в частных коллекциях и музеях, но, как правило, это более поздние копии.