Лафайет, Мари Мадлен де
- 1 year ago
- 0
- 0
Мари-Мадлен де Лафайет (урождённая Мари-Мадлен Пиош де ла Вернь , фр. Marie-Madeleine Pioche de La Vergne ; по мужу графиня де Лафайет , фр. Comtesse de La Fayette ; в русской традиции часто просто госпожа де Лафайет или мадам де Лафайет ; 18 марта 1634 , Париж , Королевство Франция — 25 мая 1693 , там же) — французская писательница, известная своим романом « Принцесса Клевская » (1678). Её перу принадлежат также новеллы « Принцесса де Монпансье » и « Графиня Тандская », мемуары « История Генриетты Английской ».
Происходила из небогатого, но весьма знатного рода. Раннее детство Мари-Мадлен прошло в Гавре ; с 1640 года семья вернулась в Париж. Отец её скончался в 1649 году; годом позже мать сочеталась вторым браком с Рено де Севинье, дядей мадам де Севинье ; в 1652 году состоялось знакомство двух будущих писательниц. В 16 лет Мари-Мадлен начала брать уроки итальянского языка и латыни у писателя и филолога Жиля Менажа . Менаж (он в конце концов влюбился в свою юную ученицу) не только приохотил её к занятиям литературой, но и ввёл в наиболее значительные литературные салоны эпохи — салон мадам де Рамбуйе и салон Мадлен де Скюдери . В 1655 году Мари-Мадлен вступила в брак с Жаном-Франсуа Мотье, графом де Лафайетом и уехала вслед за ним в имение в Оверни , откуда возвращается в 1659 году — и, поселившись снова в Париже, погружается в гущу литературной жизни. Около 1665 года начались близкие (но, возможно, платонические) отношения мадам де Лафайет с Ларошфуко , который познакомил её со всеми виднейшими литераторами эпохи, от Расина до Буало .
После смерти Ларошфуко в 1680 году и своего мужа в 1683 году мадам де Лафайет вела более уединённый образ жизни и не публиковала новых сочинений.
В 1662 году анонимно публикуется первая психологическая новелла мадам де Лафайет, « Принцесса де Монпансье » ( фр. La Princesse de Montpensier ), действие которой — как затем и «Принцессы Клевской» — отнесено к XVI веку. Но, строго говоря, её первым сочинением следует считать небольшой словесный портрет мадам де Севинье , опубликованный в коллективном сборнике «Различные портреты» ( фр. Divers portraits , 1659). В 1669—1671 годы появляются два тома « мавританского » романа Лафайет « Заида » ( фр. Zaïde ), напечатанного за подписью Жана Реньо де Сегре . Однако, с точки зрения современных исследователей, «Заида» — насыщенная приключениями и вставными новеллами и в целом выдержанная в традициях романа барокко — является плодом совместного творчества мадам де Лафайет, Сегре, Юэ и Ларошфуко . Мадам де Лафайет поддерживала близкие отношения с принцессой Генриеттой Английской , дочерью короля Карла I ; она посвятила ей мемуары « История Генриетты Английской », впервые опубликованные лишь в 1720 году в Амстердаме . Мемуары представляют не только историческую, но и литературную ценность, в особенности их заключительная часть («Рассказ о смерти Мадам»).
Перу мадам де Лафайет принадлежит также «историческая новелла» « Графиня Тандская » ( фр. La Comtesse de Tende ), опубликованная в 1718 году. Кроме того, ей приписывается ещё ряд сочинений, в том числе: « Изабелла, или Испанский любовный дневник » ( фр. Isabelle ou Le journal amoureux d'Espagne , 1675, опубл. в 1961 году), « Голландские мемуары »( фр. Memoires d'Hollande , 1678), « Мемуары французского двора за 1688—1689 годы » ( фр. Memoires de la Cour de France pour les annees 1688 et 1689 , опубликованы в 1731 году).
Наиболее знаменитое сочинение госпожи де Лафайет, роман « Принцесса Клевская » ( фр. La Princesse de Clèves ), был напечатан анонимно в 1678 году (под именем мадам де Лафайет он вышел лишь в 1780 году). Работа над романом, действие которого разворачивается во времена Генриха II , началась около 1672 года; ещё до публикации он стал известен публике в списках, а сразу же по выходе в свет на страницах журнала «Меркюр Галан» развернулось бурное его обсуждение. Книгу упрекали в неестественном изображении переживаний героев, в плагиате, а главное — в «нерегулярности», несоответствии нормативной эстетике классицизма . Лишь со временем читатели по достоинству оценили новаторский характер романа, глубоко психологическую трактовку вполне традиционного «любовного треугольника», искусное соединение бытовой обыденности (в романе немало исторических подробностей и реальных лиц, в том числе Екатерина Медичи , Мария Стюарт , Франциск II , герцог де Гиз ) и высокой символики (отзвуки легенды о Тристане и Изольде ). В книге встречается немало максим в духе Ларошфуко , а также ощутимо влияние идей янсенизма и Паскаля ; финал её читается как протест по отношению к светской системе ценностей. Эта книга считается одной из основополагающих в истории французской литературы и предвосхищает формирование психологического романа .
Госпожа де Лафайет оставила после себя множество писем , которые ценны и как документальный источник, и как памятник литературы.