Стивенс, Джон Пол
- 1 year ago
- 0
- 0
«Фисгармония» ( англ. Harmonium ) — первый сборник стихов американского поэта Уоллеса Стивенса . Опубликован в 1923 году издательством Альфреда Кнопфа тиражом 1500 экземпляров. В 1931 году переиздан с не вошедшими в издание тремя ранними стихами и четырнадцатью новыми В последней редакции сборник состоит из 85 стихов, длина которых варьируется от единиц («Life Is Motion») до нескольких сотен строк («The Comedian as the Letter C»).
В составе сборника « » (1954) удостоены Пулитцеровской премии .
Стихи первого издания перешли в общественное достояние 1 января 2019 года или ранее, так как впервые публиковались между 1914 и 1923 годами в различных журналах .
Первое издание книги разошлось всего в сотне экземпляров, прежде чем было оправлено на распродажу со скидкой из-за слов поэта и критика Марка Ван Дорена, который в рецензии для журнала The Nation в 1923 году написал, что остроумие Стивенса «неожиданно, извращённо и утончённо; и никогда не будет популярным» . Тем не менее, к 1960 году разрозненные исследования творчества Стивенса распространились по всему миру , более чем удовлетворив пророчеству Ван Дорена о том, что когда-нибудь поэту посвятят монографию . Стихотворение « », включённое в сборник, стало не только авторским знаком Стивенса, но превратилось в икону американской поэзии.
Поэтесса и редактор Харриет Монро, основавшая в 1912 году журнал Poetry , в 1924 году характеризовала Стивенса как оригинальную поэтическую личность, а в стихах находила красоту звука, фразы, ритма и идеи .
Эдмунд Уилсон напрямую писал в The New Republic в 1924 году: «Даже если вы не понимаете, о чём он пишет, вы понимаете, что пишет он хорошо».
Мэтью Джозефсон в 1923 году назвал Стивенса одним из лучших современных поэтов, указав, что тот демонстрирует как поэзию чувственности, так и метафизическую поэзию. Последнее критик особенно одобрял и обнаруживал в таких стихотворениях, как «Thirteen Ways of Looking at a Blackbird» и «Anecdote of the Jar», предсказав им популярность на сотни лет. С другой стороны, Чарльз Альтиери больше внимания уделил поэзии чувственности, считая Стивенса поэтом именно из-за его приверженности приоритету чувств . Примерами таких стихотворений являются «Disillusionment of Ten O’Clock» и «Sea Surface Full of Clouds».
Поэт-имажист Джон Флетчер писал в 1923 году, что благодаря своей честности Стивенс стоит на голову выше всемирно известных эстетов вроде Элиота , Ситуэллов или Валери . Он защищал «непонятность» Стивенса как происходящую из «богатства смысла и аллюзии». Флетчер видел в творчестве поэта несогласие с жизнью и средой и проистекающий из этого поиск «гармонии между инстинктом и интеллектом». Флетчер считал, что Стивенс стоит перед выбором из двух зол: расширить свой жизненный опыт или вообще бросить писать: «Фисгармония» — это сублимация, которая не предполагает продолжения" . Стивенс прошёл оба пути: он мало писал в течение нескольких лет после выхода сборника, а затем вернулся с новой книгой — «Идеи порядка» ( Ideas of Order , 1936). Позднее вышли и другие сборники стихов, ставшие развитием того, что Флетчер классифицировал как метафизическую поэзию. Однако Бюттель рассматривает поздние сборники как повторение ранних идей, уже обрисованных в «Фисгармонии» . Сам Стивенса хотел назвать «Собрание стихотворений» 1954 года The Whole of Harmonium (буквально «вся фисгармония») .
Луи Унтермейер, не одобрявший влияния иностранной поэзии на американскую, в 1924 году раскритиковал Стивенса как «сознательного эстета», воюющего с реальностью, но добившегося немногим большего, чем «забавной скороспелости». Унтермейер «снисходительно улыбался» в связи с «детской» любовью Стивенса к аллитерации и ассонансам в «Chieftain Iffucan of Azcan in caftan» или «Gloomy grammarians in golden gowns» и раздражался от непонятных названий «The Emperor of Ice Cream», «The Paltry Nude Starts on a Spring Voyage», «Frogs Eat Butterflies. Snakes Eat Frogs. Hogs Eat Snakes. Men Eat Hogs» .
К «карикатурному эстету» Горхам Мансон добавил ярлык « денди », опубликовав статью «Дендизм Уоллеса Стивенса» (The Dandyism of Wallace Stevens), в которой критиковал поэта за безразличие к политическим и социальным проблемам эпохи. Мансон обнаружил в стихах влияние французского языка: «Весь его словарный запас тяготеет, по сути, к легкости, прохладе и прозрачности французского» . Из-за негативного отношения к иностранному влиянию это, возможно, была неудачная похвала для своего времени. Однако сам Стивенс считал, что «французский и английский составляют один язык» .
Эпитет «денди» превратился в « гедониста » в эссе Ивора Уинтерса 1943 года «Уоллес Стивенс, или Прогресс гедониста» (Wallace Stevens, or the Hedonist’s Progress), в котором утверждалось, что Стивенс не отдает первенство интеллекту или ортодоксальным христианским убеждениям. В другом эссе Уинтерс охарактеризовал Стивенса как «спокойного мастера», одновременно назвав «величайшим из ныне живущих и американских поэтов» .
Чувственность «Фисгармонии» стала водоразделом между группами критиков: часть из них выше ценили поздние произведения Стивенса, как например, Хелен Вендлер, написавшая: «Я, как и другие, думаю, что сила Стивенса увеличивалась с возрастом» .
По причине, озадачивающей критиков, «Фисгармония» начинается с «Earthy Anecdote» . По мнению Хелен Вендер, это стихотворение должно быть «своего рода манифестом, но что это был за манифест?» Подобные вопросы возникают и при чтении остальных стихотворений.
Приводится по Frank Kermode and Joan Richards, 1997.
Во второе издание добавлено 14 новых стихотворений .
В 1954 году Стивенс переиздал «Фисгармонию» как часть «Собрания стихотворений», использовал в качестве основы издание 1931 года. Однако он внёс некоторые изменения: последние два стихотворения издания 1923 года были перенесены в конец книги, так что они оказались после дополнений 1931 года. Стихотворение под названием «Of the Manner of Addressing Clouds» было переименовано в «On the Manner of Addressing Clouds», а между «The Jack-Rabbit» и «Anecdote of Men by the Thousand» было добавлено стихотворение «Valley Candle» .