Московское общество испытателей природы
- 1 year ago
- 0
- 0
«Плач Природы» ( лат. De Planctu Naturae ) — аллегорическая поэма Алана Лилльского , направленная против содомии , а также других грехов. Написана прозиметром под влиянием « Космографии » Бернарда Турского .
Поэту является Природа, описанная в стиле Марциана Капеллы , но с ещё большей демонстрацией риторических приёмов. Только описание её причёски и платья занимает десять страниц, почти четверть всего сочинения.
Природа обращается к поэту с речью: она сотворила человека по образу Макрокосма. Так же как движение планет противоположно вращению небесной тверди, так и у человека разум и чувства находятся в вечном конфликте. Этот конфликт предопределён необходимостью испытания и вознаграждения. Космос есть возвышенное состояние, в котором Бог правит как вечный император, ангелы трудятся, а люди повинуются. Природа признаёт себя скромной ученицей Бога: его труды совершенны, тогда как её труды несовершенны. Человек своё рождение получает от Природы, а возрождение от Бога. Природа не враждебна теологии: они учат не противоположным, но разным вещам ( non adversa, sed diversa ). Природа воплощает чистые идеи Нус .
Но человек один из всех существ ей не повинуется. Он перевернул закон половой любви. Природа возложила его исполнение на Венеру , её мужа Гименея и их сына Купидона . Но Венера сама вступила в незаконное сожительство с Антигамом ( лат. Antigamus — «враг брака») и прижила с ним бастарда Посмеха ( Jocus ), ставшего покровителем содомитов. Оскорблённому Гименею позволяется занять место по правую руку от Природы. За ним следует в слезах Целомудрие.
Природа призывает священника Гения ( Genius ), который рисует на пергаменте образы всего сущего. Идеи-прообразы представлены фигурами классической античности: Елена представляет красоту, Турн храбрость, Геркулес силу, Улисс хитрость, Катон бережливость, Платон ум, Цицерон красноречие, Аристотель философию. В качестве примеров извращений изображены Терсит , распутник Парис , лжец Синон , поэты Энний и Пакувий .
В конце поэмы Гений произносит анафему всем грешникам. Автор просыпается: это было видение, пришедшее ему в состоянии экстаза.