Роза (фильм, 1979)
- 1 year ago
- 0
- 0
Роза Майредер — австрийская писательница, художница, музыкант и феминистка , отличавшаяся свободомыслием . Стала первой женщиной, допущенной в клуб акварелистов, а её работа выставлялась в венском Доме художников. Сооснователь художественной школы для девочек и женщин. Одна из основательниц Всеобщей австрийской ассоциации женщин. В семьдесят лет, в 1928 году, была признана почётным гражданином Вены .
Роза Майредер родилась 30 ноября 1858 года в семье Франца Арнольда Обермайера, владельца процветающей таверны и его второй жены Мари. Рассказы о семье Розы Майредер, царящей внутри атмосфере и понимании её личности записаны в серии дневниковых записей, первая из которых датирована 28 апреля 1873 года; в то время ей было четырнадцать лет. Её автобиографические дневниковые записи охватывали широкий круг тем — от повседневной жизни до чувств, связанных с войной .
Майредер получила образование, которое было типично для людей её круга. Частные репетиторы учили её играть на пианино, петь, говорить по-французски и рисовать. Однако Майредер завидовала тому, что её менее склонные к учёбе братья получили больше возможностей для получения образования . И хотя её консервативный отец не верил в образование для девочек , он позволил ей присутствовать на уроках греческого и латинского языков одного из её братьев. Позже влияние этого обучения станет очевидным, так как Майредер восстанет против системы получения женского образования среди среднего класса. Она подвернет критике двойные сексуальные стандарты и проституцию. Одним из примеров её бунта было решение никогда не носить корсет, которое впервые прозвучало, когда ей исполнилось восемнадцать. Этот акт неповиновения был не только социальным заявлением, но и личным нападением на её мать, которая считала, что долг женщины — черпать чувство собственного достоинства от мужа и сыновей .
Став взрослой, Майредер познакомилась с множеством художников, писателей и философов . Одним из наиболее влиятельных событий, повлиявших на будущее Майредер, стали её частые встречи с Йозефом Сторком, в Венском университете прикладного искусства , Рудольфом фон Вальдхаймом, Фридрихом Экштейном и её братьями Карлом, Юлиусом и Рудольфом. Кроме того, значительное влияние на неё оказали труды Ницше , Гёте и Канта . Знакомство с такими людьми позволило Мейредер создать общество единомышленников, которое признавало различия между мужчинами и женщинами в обществе, и поощряло её к обсуждению социальных вопросов, которые её беспокоили .
В 1881 году Роза вышла замуж за архитектора Карла Майредера, который впоследствии стал ректором технического университета в Вене. Брак был гармоничным, но бездетным. В 1883 году Роза сделала аборт, а также у неё было два романа, которые она подробно описывает в своих дневниках. Карл страдал депрессиями с 1912 года до своей смерти в 1935 году.
Роза Майредер была радикальным критиком патриархальных структур общества . На протяжении всей своей взрослой жизни она выражала своё разочарование отсутствием подлинного самовыражения для женщин на протяжении всей истории . Значительная часть её критических замечаний в адрес общества была направлена на реформирование дисбаланса между мужчинами и женщинами и расширение ролей, которые женщины могли бы занимать и выполнять в обществе . Майредер считала борьбу за права женщин своим призванием в жизни, и понимала, что её попытки бороться со статусом-кво были новаторскими для того времени . В то время как её обвиняли в том, что она была «синим чулком» или вела себя неподобающе, она продолжала открыто критиковать свое окружение .
Майредер опубликовала две литературные работы, оказавшие большое влияние, одна из них — Zur Kritik der Weiblichkeit ( К критикам женственности ) в 1905 году (позже опубликована на английском языке как обзор женской проблемы в 1912 году). Это был сборник эссе, где опровергались цитаты «принятых» обществом философов, и выражалась авторитетная поддержка в стиле, вдохновлённом идеалами семнадцатого и восемнадцатого веков . На написание Обзора женской проблемы её побудили собственные убеждения, основанные на том, что основа женского движения была вызвана тремя проблемами: экономическими, социальными и этико-психологическими источниками . Второй публикацией Майредер стала Geschlecht und Kultur ( Пол и культура ) (1923) — последняя работа, в которой критиковались двойные стандарты и дискриминация в отношении женщин, была переведена на английский язык. Она также опубликовала автобиографию, Das Haus in der Landskrongasse .
Помимо писательства, Майредер увлеклась живописью и стала первой женщиной, допущенной в клуб акварелистов. В 1981 году одна из её акварелей была принята на ежегодную выставку в Венском доме художников . Кроме того, Роза основала художественную школу для девочек и женщин с Ольгой Прагер, Мариан Хайниш и Карлом Федерном .
Роза Майредер стала одной из основательниц Всеобщей австрийской ассоциации женщин . Вскоре она познакомилась с Рудольфом Штейнером (с которым она вступила в длительную и обширную переписку) через активистку движения за права женщин Мари Ланг . У Розы установились теплые дружеские отношения с Хуго Вольфом , и переработала один из своих рассказов в качестве либретто для его оперы Der Corregidor , которая была впервые исполнена в Мангейме в 1896 году. В эти годы Роза опубликовала свой первый роман Aus meiner Jugend ( Из моей юности ). Позже она познакомилась с Марианной Хайниш , с которой впоследствии работала в австрийской женской ассоциации «Всеобщий австрийский женский клуб», образованной в 1902 году.
Роза Майредер была единственной женщиной-основателем социологической ассоциации Вены, созданной в 1907 году . Во время Первой мировой войны Майредер участвовала в движении за мир и стала в 1919 году председателем Международной женской лиги за мир и свободу (IFFF).
В своих ранних публикациях по различным социальным вопросам, таким как феминизм или общественное здоровье, Майредер с энтузиазмом оценивала работу Ницше. В более поздних работах в конце 1920-х годов она стала критичнее относиться к трудам Ницше, а также к эксцессам возникающего культа вокруг его философии; однако она не отказалась от своей общей оценки Ницше .