Interested Article - Маасская школа

Маа́сская шко́ла , также мёзская или мозанская ( фр. art mosan ) — традиционное обозначение историко-региональной школы романского искусства , которая сложилась на северо-западе Европы в XI—XIII веках в бассейне рек Маас (Мёз) и Рейн . Более широкое определение: школа Мааса и Рейна ( нидерл. Maas-Rijn ) .

По течению рек Маас, Рейн, Мозель (приток Рейна; нем. Moseltal ) расположены старинные центры художественных ремёсел, главные города Лотарингии : Люневиль , Мец , Нанси , а также германские — Трир и Кобленц . В долине Рейна — Кольмар , Страсбург , Карлсруэ , Мангейм , Дюссельдорф , Кёльн , Эссен . В нижнем течении Мааса, Рейна и Шельды (их русла соединены каналами) расположены важные центры средневековой западноевропейской культуры — города и монастыри Льежского епископства , а также Намюр , Маастрихт , Ахен . Ныне эта территория находится в границах Бельгии , Нидерландов и немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия , между которыми и распределены основные памятники рейнско-маасской школы.

Отличительная черта этой школы — прямое наследование и развитие традиций искусства Каролингов , мастера которого ориентировались на античные и византийские образцы. Даже в период зрелого средневековья местные художники оставались под впечатлением от капеллы Карла Великого . Такая преемственность связана с тем, что долина Мааса была расположена в Хеспенгау , самом центре франкского государства ; здесь же находилась столица Карла Великого — город Ахен с местной сокровищницей произведений искусства.

В XII—XIII веках в долине Рейна и Мозеля действовали мастерские бронзового литья , монастырские скриптории и мастерские книжной миниатюры, резьбы по слоновой кости и ювелирного искусства., в которых производили знаменитые изделия с филигранью и цветной эмалью . Традиции древней кельтской выемчатой эмали по меди развивал выдающийся валлонский мастер, каноник монастыря Хью — Годфруа де Хью, или Годфруа де Клэр (Godefroid de Claire, ок. 1100—1173). Он изготавливал реликварии с эмалями и драгоценными камнями. Последователем (возможно, учеником) Годфруа был знаменитый ювелир, бронзолитейщик, скульптор и чеканщик Николя из Вердена . Он создал « Раку трёх Святых королей (волхвов) » для собора в Кёльне .

Традиции лотарингских и нижнерейнских мастерских в XIV—XVI веках продолжили мастера Лиможа , знаменитых лиможских эмалей .

В XV—XVI веках земли Мааса-Рейна стали родиной искусства эпохи Северного Возрождения .


работы . церковь св. Варфоломея . 1107—1118 Дарохранительница из Кёльна. Ок. 1180 г.

Примечания

  1. Власов В. Г. Маас и Рейн // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 193—194
  2. Nicolas de Verdun : un des plus grands orfèvres médiévaux [archive] (D’après des extraits des " Annales archéologiques " — 1862) от 2 ноября 2022 на Wayback Machine
  3. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. — Прага: Артия, 1980. — С. 251
  4. Доброклонская О. Д. Лиможские расписные эмали XV и XVI веков. Собрание Государственного Эрмитажа. — М.: Искусство, 1969. — С. 7—9
  5. Власов В. Г. Маас и Рейн. — С. 194
Источник —

Same as Маасская школа