Interested Article - Грэм, Марта
- 2020-06-28
- 2
Марта Грэм ( англ. Martha Graham , устаревший вариант написания фамилии — Грэхем ; 11 мая 1894 , Аллегейни — 1 апреля 1991 , Нью-Йорк ) — американская танцовщица и хореограф, создательница , и своего имени; выдающийся деятель хореографии США, одна из т. н. великой четвёрки ( англ. The Big Four ) основоположников американского танца модерн , куда также входили Дорис Хамфри , Чарльз Вейдман и Ханья Хольм .
Биография
Хотя семья Грэм была религиозной и считала танцы грехом, однажды Марте было разрешено пойти на концерт известной танцовщицы Рут Сен-Дени . Кроме того, несмотря на строгость взглядов, родители были не против обучения дочери в колледже. Вассар-колледж , куда её прочили родители, был известен не только качеством образования, но и своими спортивными традициями и суфражистскими симпатиями. Однако, увидев выступление Рут Сен-Дени, Марта захотела стать танцовщицей. В 1913 году ей разрешили поступить в Школу экспрессии в Лос-Анджелесе ; затем она училась в школе Денишоун , которую основала сама Сен-Дени вместе с партнером, Тедом Шоуном, в Испании .
В годы, когда проходило ученичество Грэм, на танец смотрели главным образом как на развлечение — он был составной частью водевилей , костюмированных представлений, светских балов. Статус искусства имел только один вид танца — балет , который в Америке считался «европейской штучкой». В американских же танцевальных школах учениц готовили для участия в шоу и кабаре и относились к ним соответственно. Но Марта хотела быть не девушкой из кабаре, а настоящей артисткой. Она с гордостью вспоминала позднее в мемуарах, что единственная в школе была освобождена от строгого надзора, которому подвергались все другие девушки, на том основании, что «Грэм — это искусство». И впоследствии все её мужчины смотрели на неё снизу вверх, как на художника и гения.
В её эпоху бытовали жёсткие стереотипы мужского и женского; считалось, например, что мужчины церебральны, а женщины эмоциональны; мужчины в танце выражают себя в толчковых прямолинейных движениях, а женщины — в плавных движениях, совершающихся по траекториям кривых. Грэм заявила, что она «не хочет быть ни деревом, ни цветком, ни волной». В своих танцах она отказалась от стандартного взгляда на женственность и стремилась к тому, чтобы сделать свои персонажи безличными, условно-формальными, сильными и даже маскулинными. В теле танцора, по мнению Грэм, зрители должны видеть человека вообще — дисциплинированного, способного к высокой концентрации, сильного. Очень многие комментаторы её творчества отмечали связь Грэм с феминизмом. На суперобложке одной из её биографий помещена цитата, взятая из статьи в «Нью-Йорк Таймс»: «Наиболее воинственная и наиболее талантливая феминистка, Марта Грэм освободила и женщину, и танец!» Хотя она сама считала, что не принимала участие в движении за эмансипацию, своим танцем Грэм ломала стереотип «женщина — слабое существо».
Создала новую форму танца, произведя переворот в хореографии . Среди её учениц Перл Лэнг и Рина Шахам .
Признание и награды
- Стипендия Гуггенхайма в 1932, 1943 и 1944 годах .
- 1981 — премия / ADF за достижения в области современного танца (первая получательница).
- В 1987 году в Нью-Йорке состоялся гала-концерт в честь Марты Грэм с участием звёзд балета Рудольфа Нуриева и Михаила Барышникова , которые исполнили её « » (1944), и Майи Плисецкой , выступившей в номере Рут Сен-Дени «Фимиам» (1906) .
Автобиография
- Blood Memory: An autobiography. New York: Doubleday, 1991
- Грэм, Марта. . — М. : Garage, 2017. — 240 с. — 1500 экз. — ISBN 9785905110788 .
Литература
- Роберт Грин . Законы жизни на каждый день. — М. : Альпина Паблишер , 2022. — 444 с. — ISBN 978-5-9614-7893-8 .
- McDonagh D. Martha Graham, A Biography. New York: Praeger, 1973
- Morgan B. Martha Graham: Sixteen Dances in Photographs. Dobbs Ferry: Morgan & Morgan, 1980
- Mille A. de. Martha: The Life and Work of Martha Graham. New York: Random House, 1991
- Tracy R. Goddess — Martha Graham’s Dancers Remember. Pompton Plains: Limelight Editions, 1997
- Freedman R. Martha Graham: A Dancer’s Life. New York: Clarion Books, 1998
- Bird D. Bird’s Eye View: Dancing With Martha Graham and on Broadway Pittsburgh: Univ. of Pittsburgh Press, 2002
- Horosko M. Martha Graham: The Evolution of Her Dance Theory and Training. Gainesville: Univ. Press of Florida, 2002
Примечания
- , с. 27.
- (англ.) . John Simon Guggenheim Foundation . gf.org. Дата обращения: 17 апреля 2019. 17 апреля 2019 года.
- от 2 января 2018 на Wayback Machine // New York Times , 7 октября 1987.
Ссылки
- 2020-06-28
- 2