Interested Article - Уайлд, Эрл
- 2020-02-13
- 2
Эрл Уа́йлд ( англ. Earl Wild ; 26 ноября 1915 , Питтсбург , США — 23 января 2010 , Палм-Спрингс , Калифорния , США ) — американский пианист и композитор .
Биография
Уайлд начал учиться игре на фортепиано в трёхлетнем возрасте у Зельмара Янсона , который, в свою очередь, был учеником Ксавера Шарвенки ; Янсон разучил с Уайлдом первый фортепианный концерт Шарвенки, который Уайлд спустя 40 лет записал. Уже в 12 лет Уайлд выступал как солист с оркестром питсбургской радиостанции под управлением Виктора Саудека , в 14 лет он был принят в Питтсбургский симфонический оркестр как штатный пианист. В 1935 г. отправился в Нью-Йорк совершенствовать своё мастерство под руководством Эгона Петри , после чего в 1937 г. был принят пианистом в Симфонический оркестр NBC .
В разные годы Уайлд выступал перед шестью американскими президентами — от Герберта Гувера до Линдона Джонсона . В годы Второй мировой войны он нередко сопровождал в поездках Элеонору Рузвельт , играя на фортепиано гимн США перед её публичными выступлениями, а в 1961 г. солировал на концерте по случаю инаугурации Джона Кеннеди . В 1939 г. стал первым пианистом, выступление которого транслировалось в прямом эфире по американскому телевидению, а в 1997 г. дал первый в истории онлайн-концерт в интернете. Помимо фортепиано, в годы Второй мировой войны Уайлд играл на флейте в оркестре Военно-морского флота США ; кроме того, в особых случаях он становился и за дирижёрский пульт (в частности, в 1960 г. продирижировав оперой Джакомо Пуччини « Джанни Скикки » в оперном театре Санта-Фе , в одной программе с другой одноактной оперой — « Царём Эдипом » Стравинского под управлением автора).
В 2005 г. в честь своего 90-летия он дал продолжительный сольный концерт в нью-йоркском Карнеги-холле , по памяти без единой запинки исполнив 8 произведений. В 2007 г. дал последний крупный концерт в Лос-Анджелесе . До последних дней жизни Уайлд занимался с юными пианистами, разбирая с ними свою фантазию на темы оперы Гершвина « Порги и Бесс ».
Творческое наследие
Всемирную известность Уайлду принесло исполнение произведений Сергея Рахманинова и Джорджа Гершвина , начиная со знаменитого исполнения «Рапсодии в стиле блюз» под управлением Артуро Тосканини ( 1942 ). Уайлду принадлежит значительное количество фортепианных переложений и фантазий на темы музыки Гершвина (помимо ряда оригинальных сочинений, преимущественно фортепианных и хоровых). Среди других излюбленных авторов Уайлда был Ференц Лист , чьи виртуозные пьесы под руками пианиста звучали, по словам критика « Нью-Йорк Таймс », как спонтанные импровизации, удивлявшие самого исполнителя каждым новым неожиданным поворотом . Всего Уайлд оставил записи более чем 35 фортепианных концертов и свыше 700 отдельных пьес.
Наряду с сольной карьерой Уайлд на протяжении всей жизни выступал и как аккомпаниатор. Широкое внимание музыкальной общественности привлекло его выступление с Марией Каллас ( 1974 ), среди других исполнителей, выступавших вместе с Уайлдом, — скрипачи Миша Эльман , , Руджеро Риччи , Миша Мишаков , Джозеф Гингольд , альтист Уильям Примроуз , виолончелист Леонард Роуз , певцы Дженни Турель , Марио Ланца , Лауриц Мельхиор .
Помимо множества званий и международных наград он является обладателем музыкальной премии Американской академии звукозаписи « Грэмми » ( 1997 , номинация «Лучшее сольное инструментальное исполнение», за альбом с произведениями Георга Фридриха Генделя и Камиля Сен-Санса ).
Личная жизнь
В 1972 году 56-летний Уайлд встретил 23-летнего Майкла Ролланда Дэвиса, только что вернувшегося с Вьетнамской войны и приехавшего к родственникам в Палм-Спрингс, где жил Уайлд. Дэвис стал спутником жизни Уайлда до самой кончины пианиста, взяв на себя все организационно-финансовые стороны его концертной деятельности . Вместе Уайлд и Дэвис основали в 1997 году собственную студию звукозаписи Ivory Classics , выпустившую ряд поздних записей пианиста, в том числе редкий фортепианный цикл Рейнальдо Ана «Замороченный соловей» и альбом «Фортепианные сонаты XX и XXI веков», включающий произведения Сэмюэла Барбера , Игоря Стравинского , Пауля Хиндемита и собственную сонату Уайлда, написанную в 2000 году.
Примечания
- // The New York Times , November 27, 2005. (англ.)
- // The New York Times , November 27, 2005. [Part Two.] (англ.)
Ссылки
- (англ.)
- 2020-02-13
- 2