Interested Article - Люксембургский сад (картина Матисса)

«Люксембургский сад» ( фр. Le Jardin du Luxembourg ) — картина французского художника Анри Матисса из собрания Государственного Эрмитажа .

На картине изображена одна из аллей Люксембургского сада в Париже . Слева — высокое дерево с красной листвой; в центре одно за другим два дерева с розовой листвой, значительная часть первого из них отбрасывает густую синюю тень; в правой части — затенённые деревья с иссиня-зелёной листвой.

Картина написана около 1901 года под явным влиянием полинезийских работ Поля Гогена . А. Г. Костеневич отмечает: «Устраняя вслед за Гогеном мелкие детали, Матисс строит композицию, слагающуюся из нескольких активных цветовых зон. Вместе с тем в его картине больше цвета, хотя он и не вдохновлялся яркими красками тропиков» . Он указывает, что влияние Гогена чувствуется даже в выборе Матиссом холста крупного плетения, напоминающего джутовую мешковину , на которой Гогеном написано большинство работ Таитянского периода . Ассоциации с творчеством Гогена отмечает и Н. Н. Калитина : «Не читая подписи под картиной, трудно предположить, что это Париж — настолько здесь звучны краски и щедра растительность» .

«Люксембургский сад» можно считать в творчестве Матисса переходной работой от неоимпрессионизма к фовизму — в дальнейшем он развил идеи Гогена и в своих картинах окончательно перешёл к заливке больших плоскостей чистым цветом. Он «освободится от натуралистической описательности», здесь «уже были заложены все детонаторы фовистского взрыва» .

После написания картина была выставлена в парижской галерее «Дрюэ», числилась под условным названием «Пейзаж» . В октябре 1906 года её приобрёл московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин . П. П. Перцов , при описании коллекции Щукина, назвал картину «Люксембургский сад» и с тех пор она фигурирует под этим названием. После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано и эта картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства . После упразднения ГМНЗИ в 1948 году картина была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 436) .

А. Г. Костеневич, анализируя картину, отмечал:

Предметы в картинах Матисса <…> взбудораживаются и сверкают вызывающе крупными мазками чистого цвета, принимая на себя энергию разбуженных чувств. <…> Деревья Люксембургского сада — не более чем упрощённые пятна силуэтов. Создателю этого пейзажа нет дела до отдельных листьев и ветвей .

Существует ещё одна работа Матисса на этот же сюжет. Эта картина написана в 1903 году и в 1905 году была подарена Анри Эдмону Кроссу ; впоследствии находилась в собрании pt в Рио-де-Жанейро (холст, масло; 40,5 × 32 см; инв. № MCC 425) , откуда 24 февраля 2006 года была украдена .

Примечания

  1. , с. 251.
  2. , с. 400.
  3. , с. 138.
  4. , с. 292.
  5. , с. 111.
  6. Дата обращения: 17 октября 2021. 17 октября 2021 года.
  7. , с. 88.
  8. . Дата обращения: 17 октября 2021. 17 октября 2021 года.

Литература

  • Барская А. Г. , Костеневич А. Г. Французская живопись. Вторая половина XIX — XX век. Каталог (Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи). — Л. : Искусство, 1991. — 473 с.
  • Калитина Н. Н. Французская пейзажная живопись. 1870—1970. — Л. : Искусство, 1972. — 264 с.
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. I. — 532 с. — ISBN 978-5-93572-295-1 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Костеневич А. Г. Искусство Франции. Живопись. Рисунок. Скульптура: в двух томах. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2008. — Т. II. — 204 с. — ISBN 978-5-93572-297-5 . — ISBN 978-5-93572-308-8 .
  • Перцов П. Щукинское собрание французской живописи. Музей новой западной живописи. — М. : Издание М. и С. Сабашниковых, 1921. — 120 с.
  • Семёнова Н. Ю. Щукин. Биография коллекции. — М. : Слово, 2019. — 528 с. — ISBN 978-5-387-01554-0 .
Источник —

Same as Люксембургский сад (картина Матисса)