Дама из Гвардамара
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дама на террасе» ( фр. Dame sur une terrasse ) — картина французского художника- фовиста Анри Матисса из собрания Государственного Эрмитажа .
На картине изображена терраса с женщиной, сидящей на табурете. За балюстрадой виден морской залив с парусными лодками. На противоположном холмистом берегу залива у самой воды расположены домики. Слева внизу подпись художника: Henri-Matisse .
Картина написана в Кольюре (Коллиуре), где Матисс часто работал начиная с 1905 года. Местом её создания считается дом Дельфо в Кольюре — этот дом Матисс снял для своего друга художника Анри Мангена и часто пользовался его гостеприимством. Балюстрада ограничивает широкую балконную площадку этого дома. Балюстрада со временем изменила свой вид, однако сам дом на пляже Ворамар по-прежнему существует . Главный персонаж картины — жена Матисса Амели (урождённая Парейр) .
Матисс так описал свои цели в этой картине: «Поместить рядом голубой, красный, зелёный, соединить их в экспрессивно и структурно. Это было не столько результатом обдуманного намерения, сколько прирождённой внутренней потребностью» .
Точная дата написания картины неизвестна. Предполагается что она написана летом 1907 года, поскольку, по мнению А. Г. Костеневича, «в этом фовистском произведении намечается переход к более конструктивному стилю». Он считает, что подобные мотивы в творчестве Матисса появляются начиная только с 1907 года, в ранних работах подобное начало было ещё не настолько ярко выражено. В качестве аналогичных по своему характеру работ Костеневич приводит картины Матисса, исполненные в 1907 году: «Роскошь» из Государственного музея искусств в Копенгагене (здесь изображены аналогичные кольюрские холмы) и ещё более близкие по стилю «Три купальщицы» из собрания . Такая же балюстрада с холмами вдали присутствует в левой части «Интерьера в Коллиуре» (1905 год), находящемся в частной коллекции в Анконе . Исследователь истории щукинской коллекции Н. Ю. Семёнова считает что картина была написана в 1906 году . В одной из своих книг А. Г. Костеневич также утверждает, что картина была написана в 1906 году, при этом он ссылается на слова самой Амели Матисс . Однако в настоящее время в Эрмитаже всё-таки принята датировка 1907 года.
После написания картина поступила в парижскую галерею Дрюэ, в описи галереи она была внесена под ошибочным названием «Венеция. Вид с террасы», под этим названием её в 1908 году приобрёл московский промышленник и коллекционер С. И. Щукин и так она числилась в его собрании и собрании ГМНЗИ ещё долгое время . После Октябрьской революции его собрание было национализировано и эта картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства . После упразднения ГМНЗИ в 1948 году картина была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 438) .
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века отмечал, описывая картину:
Картина выделяется настойчивым использованием цветных контуров, только намечавшихся прежде. Появление контуров возвращало мысль художника к организующей роли рисунка, на время отступившего перед «извержением» красок <…> В данном случае, правда, контуры рассматриваются не столько как границы пятен, сколько как отдельные пятна. Поэтому в колористической структуре картины обводка несёт в себе конкретный, дополнительный тон по отношению к пятну, которое она окружает и чью динамичность повышает, а кроме того, она не только разграничивает, но и примиряет соседствующие краски .