Натюрморт с вербами
- 1 year ago
- 0
- 0
«Натюрморт с голубой скатертью» ( фр. La nappe bleue ) — картина французского художника Анри Матисса из собрания Государственного Эрмитажа .
На картине изображены медная шоколадница, ваза с фруктами и зелёный графин на столе, покрытом голубой тканью с тёмно-синим растительным орнаментом ; фон также задрапирован этой тканью. Слева внизу подпись художника и дата: Henri-Matisse 09 .
Картина создана в январе 1909 года и, по замечанию А. Г. Костеневича, явилась постскриптумом к « Красной комнате » .
В качестве скатерти и драпировки Матисс изобразил так называемую «жуйскую ткань», изготовленную на фабрике в Версалем . Эта ткань была неоднократно использована художником в своих работах; Н. Ю. Семёнова писала, что «переходящая из картины в картину „ткань из Жуи“ вдохновляла Матисса при создании множества натюрмортов» и других работ. В частности, она же была показана им в «Портрете Греты Молль» из Лондонской национальной галереи (1908 год; [холст, масло; 93 ×73,5 см, инвентарный № NG6450) а также в эрмитажных «Вазе, бутылке и фруктах» (ок. 1906 года; холст, масло; и « Красной комнате » (1908 год; холст, масло; 180,5 × 221 см; инвентарный № ГЭ-9660) . В «Красной комнате» она изначально была написана также голубого цвета, но спустя некоторое время художник изменил её цвет на красный . Медная шоколадница присутствует на ещё одной эрмитажной картине «Посуда на столе» (1900 год; холст, масло; 97 × 82 см; инвентарный № 6518) , а также на картине «Букет цветов в шоколаднице» из музея Пикассо в Париже (1902 год; холст, масло; 64 × 46 см; инвентарный № MP2017-22(r)) .
подСразу же после написания, в феврале 1909 года Матисс прямо в своей парижской мастерской за 3000 франков продал картину московскому промышленнику и коллекционеру С. И. Щукин . Известно письмо Матисса от 7 февраля, адресованное Феликсу Фенеону , где он спрашивает: «Не возьмёте ли у меня одновременно натюрморт, который он (Щукин) мне заказал, что бы отправить с той же оказией?» — в данном случае под оказией подразумевается отправка картины вместе с другой оплаченной Щукиным работой «Нимфа и сатир» в галерею Дрюэ на фотографирование. Также сохранилось письмо самого Щукина Матиссу от 21 февраля, в котором он сообщает, что «утром получил натюрморт вместе с картиной „Ваза, бутылки и фрукты“» и называет их восхитительными . У Щукина картина значилась под названием «Мёртвая природа (ваза с фруктами, кувшин и стеклянный графин)» .
После Октябрьской революции собрание Щукина было национализировано и эта картина среди прочих оказалась в Государственном музее нового западного искусства . В 1931 году картина из ГМНЗИ была передана в Государственный Эрмитаж . С конца 2014 года выставляется в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых в здании Главного Штаба (зал 438) .
Главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения А. Г. Костеневич в своём обзоре французского искусства середины XIX — середины XX века анализируя картину, отмечал:
Поскольку предметы не отбрасывают теней и им отведена участь дополнения к мощному арабеску, ткань <…> позирует, становится моделью. Как и в «Красной комнате», цветочные гирлянды ткани превращаются в силовые дуги, образуя ритмическую основу композиции, для чего используется вторая точка зрения: если предметы рассмотрены сбоку, то ткань — как бы сверху. Но, совмещая плоскость холста и плоскость стола со скатертью, Матисс не совсем отказался от глубины. В его картине всё держится на острой грани, когда трудно сказать, есть глубина или нет .