Абдуллаева, Саадет Абуталыб кызы
- 1 year ago
- 0
- 0
Хаят Гамдулла кызы Абдуллаева ( азерб. Həyat Həmdulla qızı Abdullayeva ; 14 октября 1912 , Дербент , Дагестанская область — 21 апреля 2006 , Баку ) — азербайджанский скульптор, Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1964) .
Родилась 14 октября 1912 года в городе Дербент . Была дочерью известного рыбопромышленника Гамдуллы Абдуллаева. После расстрела отца в 1930 году была выслана вместе с матерью в Казахстан .
В 1942 году поступила в эвакуированный из Ленинграда Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина , находившийся в Самарканде . В те годы она создала скульптуры «Туту ханым» и «Гасан бек Зардаби». Стала первой азербайджанской женщиной в области станковой скульптуры. После завершения учёбы приехала в Баку, где была преподавателем в Художественном училище имени Азима Азимзаде . Познавала секреты искусства в мастерской П. Сабсая .
Х. Абдуллаева работала в области декоративной и станковой скульптуры. В малой пластике Абдуллаевой превалировала лирическая тема. Если в таких композициях, как «Материнство» и «Колыбельная» скульптор воспевает материнскую любовь, то свою двухфигурную скульптуру посвящает влюблённым. Поэтические образы парня и девушки из дерева, которые созерцают мир любви, мечты, желаний, передают ощущение нежности.
Среди известных произведений автора можно отметить скульптуру «Хаджар» (1959), красочные декоративные фигуры, отражающие персонажи из поэмы Низами « Семь красавиц » (1959). Иногда эту композицию, представленную фарфоровыми фигурками, называют «Семь красавиц и Бахрам шах». Несмотря на разнохарактерные образы девушек, которые отличаются движениями, одеждой, автору удалось создать цельную композицию. Художественные образы известного на Востоке поэта Низами Гянджеви в исполнении Абдуллаевой получили новую и оригинальную трактовку. Тема, к которой обратился автор, сама по себе вынуждает скульптора подчеркнуть красочность и экзотику данного образа. Вместе с тем профессиональное чутьё, знание технологических качеств фарфора, исходящих от природы и фактурных возможностей материала, дали толчок к зарождению этой декоративной композиции. Фигуры привлекают не только своей пластикой, но и логической законченностью с точки зрения выражений типичных элементов.
50-е годы прошлого столетия для Хаят Абдуллаевой были плодотворными в области малого пластического жанра. Шаржевый образ Мешеди Ибада и тётушки из оперетты « Аршин мал алан » раскрыли декоративный талант скульптора и выявили умение выражать образное сложение изображаемого лица. Типажи из «Семи красавиц», «Талыш гызы», «Девушка, плетущая корзину», «Женщина с ребёнком» и другие малообъёмные фарфоровые и керамические фигуры – первые примеры автора, определяющие творческую перспективность, а керамические работы «Семь красавиц» и «Женщина с ребёнком» говорят о широте творческих возможностей Хаят Абдуллаевой. Такие работы, как «Колыбельная», «Молодость», «Хаджар» (ореховое дерево), своим лиризмом не уступают вышеназванным произведениям. Профессионализм, господствующий в этих скульптурах, находит отражение и в последующих её работах, среди которых следует отметить скульптуру «Без тебя» – девушка в плаще с поднятым воротником и руками в карманах передаёт грустное настроение. Другая скульптура мастера, посвящённая врачу-партизанке Алие Рустамовой, в годы Великой Отечественной войны сражавшейся в лесах Смоленска, передаёт задумчивый образ героини. Другая скульптура Хаят Абдуллаевой, которая называется «Игра», интересна с композиционной точки зрения. Скульптура девушки за шахматной доской очень интересна. Длинная пластичная шея и недоработанные руки придают работе особое очарование. Вместе с тем, основной целью для скульптора является передача внутреннего мира героини, для которой игра в шахматы превратились в мысль о жизненной игре .
Работы Хаят Абдуллаевой отличаются пластическим мышлением, сдержанной мимикой образов, точным выраженным воплощением характерных свойств, ясностью общего силуэта. Хаят Абдуллаева оставалась верна своим творческим принципам и была в поисках новых достижений в сфере создания глубоких образов с точки зрения обобщённой пластики. Перед созданием работы скульптор изучала весь возможный материал, архивные данные, мемуары, посвящённые своему герою, в результате чего с первых же эскизов добивалась успешных результатов.
За годы творческой деятельности Х. Абдуллаева также создала ряд крупных произведений, в том числе скульптуру Максима Горького , установленную на фронтоне Национальной библиотеки имени М.Ф.Ахундова , бронзовые скульптуры известного актера Гусейнгулу Сарабского , государственного деятеля и поэта Шаха Исмаила Хатаи , памятники-бюсты Хуршидбану Натаван и поэту Вагифу в городе Шуша . Бронзовый бюст Натаван в Шуше был установлен в 1982 году в рамках «Дней поэзии Вагифа» . После занятия Шуши армянами в мае 1992 года этот бюст Натаван, наряду с бюстами Узеира Гаджибекова и Бюль-Бюля был демонтирован и вывезен в Грузию на металлолом, где был выкуплен азербайджанскими властями. До 2021 года бюст со следами пуль и отбитым большим пальцем находился в экспозиции под открытым небом Музея искусств в Баку . 14 января 2021 года бюст был снова установлен в Шуше .
В 1964 году удостоена звания заслуженного деятеля искусств .
Скончалась 21 апреля 2006 года в Баку .
В 2014 году в Центре кино имени Низами в Баку состоялась премьера документального фильма азербайджанского режиссёра Явера Рзаева «Свет моих глаз и удивительная жизнь скульптора», посвящённого 100-летию Х. Абдуллаевой.